
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше, немецкий философ.
Музыка – это самая сильная форма магии.
Мэрилин Мэнсон, музыкант.
(Music is the strongest form of magic)
Музыка – это вино, которое заполняет чашу тишины.
Роберт Фрипп, музыкант, гитарист King Crimson.
(Music is the wine that fills the cup of silence)
Давно хотелось написать что-нибудь о музыке, и вот как раз сегодня представился такой случай. Сегодня, первого октября — Международный день музыки. Праздник этот относительно молодой, впервые его отмечали в 1975 году. Ровно 50 лет назад. Юбилей, однако!
О музыке, как виде искусства, о её роли в жизни отдельного человека и её влиянии на всё человечество в целом наговорено и написано уже столько, что, казалось бы, нет никакого смысла говорить, либо писать о ней что-нибудь ещё. Тем не менее, добавлю кое-что и от себя. А почему бы и нет? Как-никак, это мой сайт и я имею на это полное право.
Как это ни банально звучит, но повторю уже тысячекратно высказанную истину — музыка сопровождает нас всю нашу жизнь, и давно стала её неотъемлемой частью. Музыка может быть элементом национальной культуры, почти каждый народ имеет свой музыкальный язык, если можно так выразиться, и особенную национальную мелодику. По характерному звучанию музыкального инструмента, будь то волынка, флейта, гармонь, барабан или балалайка, почти всегда можно без труда определить родину музыкального произведения. Это музыка народная. Но она интересна лишь узкому кругу. А есть и такая, которая национальных границ не знает, она понятна людям, живущим в разных странах и говорящим на разных языках. Вряд ли кто будет с этим спорить.
Часто говорят и пишут, что музыка сближает и объединяет людей. С этим утверждением, напротив, согласиться очень трудно. Музыка — она очень разная, и каждому нравится именно «своя» музыка. Как возможно, к примеру, сблизиться с соседом, который целыми днями гоняет хип-хоп, а я его (хип-хоп) терпеть не могу?
В музыке множество жанров, поджанров, стилей и направлений. Музыку постоянно пытаются классифицировать, но такая классификация очень и очень условна. Если особо не усложнять, то музыковеды помимо народной выделяют ещё музыку духовную (а это совсем отдельная история), музыку академическую или классическую («серьёзную») и, наконец, всю остальную, так называемую популярную, которая для широких масс. И, стало быть, не очень серьёзную. Справедливости ради надо признать, что такая музыка действительно популярна. Её в советские времена ещё называли «лёгким жанром». Определение «лёгкий жанр» относилось не только к музыке. Здесь вообще подразумевались различные произведения, которые воспринимались легко, без всякого напряжения мозгов, не требовали какой-то подготовки и чаще всего имели развлекательный, несерьёзный характер. Такая музыка противопоставлялась, и по сию пору противопоставляется «серьёзной» классике, понимать которую, якобы, могут лишь отдельные высокоодарённые личности.
В категории популярной музыки собрано множество совершенно разных музыкальных направлений — от джаза до рока. Не скажу ничего насчёт джаза, но вот за рок-музыку обидно. Язык не поворачивается назвать её «лёгким жанром». Ещё в годы моей молодости року прочили скорый закат и забвение, но он жив и процветает. Имеет свою армию поклонников. И за всё это время проделал немалый путь в своём развитии — от примитивного рок-н-ролла до современного металла. Как называть это музыкальное направление — металл, рок, тяжёлая музыка — это лишь вопрос терминологии. Этот жанр довольно разнообразен и имеет множество стилей. Будь то арт-рок, хард-рок, хеви-метал или симфоник-метал, все они подразумевают высочайшее мастерство исполнения. Рок дал миру множество легендарных музыкантов — гитаристов, клавишников, вокалистов. И рок никогда не противопоставлял себя классике. А совсем наоборот. Тем не менее почему-то именно этот жанр музыки, как никакой другой, всё время вызывал (и вызывает поныне) нездоровое возбуждение музыкальных критиков и иных недоброжелателей.
Моё детство и молодые годы совпали с эпохой развито́го социализма. Это был период относительной стабильности, но в то же время и крайнего обострения идеологических противоречий. А рок действительно тогда был очень популярен. Естественно, среди людей моего возраста. Девять из десяти слушали рок-музыку. А вот высокоидейного советского музыкального искусства сторонились. Какая досада! Поэтому «в целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии» рок всячески пытались дискредитировать и даже запретить.
Всевозможные музыкальные и не совсем музыкальные деятели наперебой кричали о дурновкусице и идеологически чуждом нам характере такой музыки, физиологи и психиатры — о пагубном её влиянии на морально неустойчивый и восприимчивый молодой организм. И всячески пытались от этого влияния оградить. В 80-х годах прошлого века в одном из изданий мне встречалось утверждение, что «некоторые музыкальные композиции Оззи Осборна, если их прослушать в обратном направлении и на пониженной скорости, могут содержать скрытый призыв к суициду». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл, надеюсь передал. Это какую же надо было иметь фантазию?!
Казалось бы, всё это в прошлом. Как бы не так! Совсем недавно на одном учительском сайте встретился такой шедевр — «американским учёным Д-м Э-м (имя, скорее всего, вымышленное) было доказано, что звучание тяжёлого рока способствует сворачиванию белка». Не знаю, что там происходит с белком, но зато знаю несколько иную музыку, от которой в трубочку сворачиваются уши. Впрочем, к ней у подобных исследователей как раз претензий нет. Или вот — «за увлечение такой музыкой мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью».
Что заставляет людей писать подобный вздор? Тогда, 40-50 лет назад такое можно было объяснить идеологической борьбой, попытками оградить людей от тлетворного влияния Запада, убедив их не слушать «идейно-вредные, чуждые нашему обществу» произведения, и таким образом защитить собственную не слишком востребованную музыкальную культуру. В те годы даже маститые советские композиторы не брезговали подобным. А сейчас-то что? Ведь сейчас никто не заставляет писать эти пасквили! Как живучи, оказывается, пережитки нашего недавнего прошлого… Конечно, мнений может быть столько, сколько и людей на белом свете, но зачем же выставлять напоказ такие заведомо ложные и глупые суждения?
Вкусы у всех разные, одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик. Утверждения о том, что тяжёлая музыка приносит вред, столь же нелепы, как и те, что симфоническая музыка способствует увеличению надоев у коров. Пусть каждый слушает то, что ему по душе. Совсем без музыки жизнь стала бы скучной, даже невыносимой. Вполне допускаю, что кому-то тяжёлая музыка действует на нервы. Так никто ж не неволит. К счастью, сейчас любой волен выбирать, что ему слушать. К его услугам многие тысячи произведений сотен жанров на любой вкус.
Что касается меня самого, то именно рок-музыка привела меня к классике. Да, я часто слушаю тяжёлую, экстремальную музыку. Но также люблю и Чайковского, Римского-Корсакова, Баха, Вагнера, Грига, Вивальди, Прокофьева, Свиридова… Здесь нет ничего странного, металл гораздо ближе к классической музыке, нежели другие жанры. Симфонические оркестры не считают зазорным выступать вместе с металлическими группами. Тому немало примеров.
А ещё, для того, чтобы любить классическую музыку, совсем не требуется иметь высшее музыкальное образование и облачаться во фрак с бабочкой. Классика столь же доступна и простым слушателям, если просто любить музыку.
А что и когда слушать, зависит от настроения. Впрочем, настроение сейчас часто такое, что хочется хоть ненадолго оторваться от существующей реальности. Это возможно, если погрузиться в музыку. Как вариант. «Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки». Говорят, эта мудрость принадлежит немецкому философу Альберту Швейцеру. Абсолютно с этим согласен. О кошках я уже много писал на страницах этого сайта. Теперь вот и о музыке.








