
Осень — это и время лёгкой грусти и, одновременно, необыкновенно красивая пора, вызывающая восхищение и радость. Преображается всё, множество оттенков жёлтого и красного вокруг! Ярко-желтой листвой одеваются берёзы, золотистой — липы, жёлто-коричневой — дубы, жёлто-зеленоватой — ясени. Клёны примеряют новый разноцветный наряд, от жёлтого цвета до оранжево-красного. Краснеют листья и ягоды рябин. Осины раскрашивают свои кроны в разные цвета — от багряного до золотого. Яркая, переменчивая цветовая палитра середины сентября и начала октября — это предвестник долгого глубокого зимнего сна, в который скоро погрузится природа. И природа готовится к этому своему сну торжественно и пышно. Недаром многие живописцы посвящают осени свои полотна.
Говоря об осеннем пейзаже, невозможно не упомянуть такого известного всем русского художника, как Исаак Ильич Левитан. Левитан, как и Пушкин, как и очень многие другие, любил осень сильнее других времён года. Еврей по крови, он очень тонко и очень верно чувствовал русскую природу, а русская осень вдохновляла его особенно. Художник оставил после себя около ста «осенних» картин. Здесь и золотые березы, и сыплющиеся с пожелтелых деревьев листья, здесь и пожухлая трава, и по-осеннему неласковое солнце на голубом безжизненном небе… Печаль последних тёплых дней и ощущение ледяного дыхания надвигающейся зимы.
А вот Иван Иванович Шишкин осень не очень жаловал, летних полотен у него куда больше. Но изобразил осенний лес как всегда безупречно. Другой очень известный русский живописец, мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, академик Императорской Академии художеств Василий Дмитриевич Поленов написал осень в Абрамцево, где часто гостил вместе с другими художниками.
Алексей Кондратьевич Саврасов, известный, пожалуй, каждому своей культовой картиной «Грачи прилетели», написал осень позднюю, когда уже и все листья облетели, а природа в безмолвии ожидает прихода зимы. Выходец из прибалтийских немцев, ученик великого Шишкина, Андрей Николаевич Шильдер показал на своём полотне типично русский пейзаж, немного поблекшие краски октября, мрачноватое, нахмурившееся небо, тающие в лёгкой осенней дымке дали…
Проживший совсем недолго, но оставивший яркий след в мировой живописи, русский пейзажист Фёдор Александрович Васильев с полным правом может быть причислен к разряду великих. Кто ж его не знает? В работах Васильева всегда впечатляет небо. Так и на этой осенней картине небо с тёмными дождевыми тучами, которые гонит ветер. Освещённые низким, едва проглядывающим сквозь тучи солнцем жёлтые кроны деревьев горят на фоне свинцового неба. Ветер, ненастье, холод… И невозмутимые цапли у воды.
А вот у уже хорошо нам знакомого русского живописца Ефима Волкова осень тихая, спокойная, умиротворённая. Ничто не шелохнётся, тихо падают жёлтые листья, ветер не тревожит зеркальную гладь лесной речки.
Грустная аллея, покрытая осыпавшимися листьями, на картине Константина Коровина. Некоторые деревья ещё в своём осеннем одеянии, другие совсем уже обнажились. Печалью веет от его полотна. А вот Игорь Эммануилович Грабарь, последователь импрессионизма, как и Коровин, изобразил осень более живо и радостно целым букетом жёлтых и красных оттенков. На картине белорусского пейзажиста, потомка знатного шляхетского дворянского рода, друга Третьякова Аполлинария Гиляриевича Горавского осень ещё только набирает силу. Но зелень деревьев уже разбавлена тёплыми осенними красками.
А вот пейзажи осени от русских немцев — Владимира Фёдоровича Аммона, Ричарда Александровича Берггольца, Николая Людвиговича Эллерта и Александра Васильевича фон Гине. Последний был другом Ивана Ивановича Шишкина. Все они изобразили русскую осень немного по-своему, но в одинаковой степени талантливо.
Довольно известный русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский написал яркую и светлую осеннюю картину. Засыпанная жёлтыми листьями тропинка, белые стволы берёз… Академик живописи, художник-передвижник Михаил Васильевич Нестеров показал на своём полотне осень мрачную, унылую. Хотя всё ещё красочную. На картине, написанной Алексеем Александровичем Писемским осень поздняя. Почти все листья с деревьев уже обвалились, природа уже почти застыла, готовясь к долгому зимнему сну. Над по-осеннему студёной водой озера дымка.

На полотнах Аполлинария Васнецова и Константина Сомова — буйство осенних красок! Никакой грусти, одно восхищение! Русский художник-пейзажист Борис Васильевич Бессонов, ученик Перова и Саврасова, сегодня мало известен широкой публике. А зря… Выполненные им пейзажи великолепны! Русский живописец-пейзажист Илья Семёнович Остроухов, один из руководителей Третьяковской галереи и друг Павла Третьякова, создал потрясающую осеннюю картину!
Осень на полотне Бориса Михайловича Кустодиева яркая и жизнерадостная. Здесь всё, что и должно быть на кустодиевских картинах — горячий самовар, пышнотелые неунывающие гражданки за чашечкой чая. Мудрая кошка, мирно спящая рядом. На картине русского живописца, члена Товарищества передвижников, академика Императорской Академии художеств Григория Григорьевича Мясоедова — осенний лес. Лес и на полотнах ещё одного русского немца — Юлия Юльевича фон Клевера, признанного мастера пейзажа.
Русский художник-пейзажист Семён Фёдорович Фёдоров, ученик И. И. Шишкина, почти неизвестен в наше время. И это совершенно несправедливо, его пейзажи очень впечатляют!
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов) — ещё один не слишком известный русский живописец и рисовальщик. Его осень одновременно и ярка и печальна. Грустные чувства вызывает и полотно Станислава Юлиановича Жуковского, русского художника-пейзажиста с польскими корнями. Ясный солнечный день, лес в золотом наряде. Бабье лето. Но и оно пролетит стремительно…
Кто не знает Архипа Ивановича Куинджи, русского живописца греческого происхождения, одного из самых именитых пейзажистов? Вот его осень. А вот Оболенского Николая Николаевича. русского художника-пейзажиста, офицера, потомка князя Оболенского, знает не каждый. А ведь каким талантом обладал Оболенский!
Унылая, блёклая осень на полотне Константина Яковлевича Крыжицкого, довольно известного русского пейзажиста, ученика М. К. Клодта. Академик и действительный член Императорской Академии художеств, Крыжицкий известен ещё и тем, что был основателем и первым руководителем Общества имени Куинджи.
Яркими красками играет осень на полотне Александра Владимировича Маковского, русского живописца и графика, сына и ученика Владимира Маковского. Только пожелтелые листья на деревьях и лёгкая желтизна в кронах далёкого леса, да по-осеннему бесцветное небо указывают на то, что это осень.
Арсений Иванович Мещерский — известный русский живописец, мастер академического пейзажа, «рисовальщик природы», как он сам себя называл. На его пейзаже с озером сентябрь ещё только едва прикоснулся к зелёным кронам деревьев, позолотив отдельные прядки. А у Степана Фёдоровича Колесникова осень уже в полном разгаре.
Осень русско-французской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (Лансере́) скорее из средней полосы России. Или это даже малороссийская осень. Зрелые подсолнухи, село вдалеке, осенние облака, подсвеченные солнцем… Аркадий Александрович Рылов — русский живописец и график, выпускник Центральное училища технического рисования барона Штиглица, ученик и друг Архипа Куинджи. Он изобразил привычные нам места, родной нам северо-запад России.
И, наконец — Сергей Арсеньевич Виноградов. Не слишком известный, но очень интересный русский живописец, представитель так называемого круга «русских импрессионистов». На его полотне — опушка леса, деревья, теряющие свою пожелтевшую листву, затянутое облаками небо и улетающие на юг птицы…

Не только русских живописцев вдохновляла осень. Джон Эткинсон Гримшоу из Лидса (Великобритания) наиболее известен своими городскими пейзажами. Его картины, проработанные до малейших деталей, наполненные туманом и почти мистическим сумеречным светом, лунные пейзажи Лидса, Лондона, Ливерпуля и Глазго никого не оставляют равнодушным. А здесь — лес неподалёку от родного ему Лидса.
Норвежец Фриц Таулов, ученик маринистов Карла Фредерика Сёренсена и Ханса Гуде, часто писал пейзажи, где есть реки. Как и на этом великолепном полотне, где запечатлена осень, уже почти растерявшая свои яркие краски. А такой предстала осень на картине франко-датского художника (с еврейским происхождением) Жакоба Абраама Камиля Писсарро, приверженца и одного из основателей школы импрессионизма и неоимпрессионизма. Картина написана крупными грубыми мазками, тем не менее она на удивление выразительно передаёт атмосферу осени.
А вот полотно Отто Райнхольда Якоби, канадского живописца немецкого происхождения, выполнено в академическом стиле. Отточенная до мелочей техника художника позволяла ему создавать яркие, фотореалистичные картины. Как эта, изображающая канадскую осень.

Датчанин Петер Мёрк Мёнстед — всемирно известный мастер пейзажа. Большей частью он изображал природу Дании, потому на его работах можно встретить виды, так похожие на наши, северные русские места. Фредерик Эдвин Чёрч — американский живописец, ученик знаменитого Томаса Коула, основателя Школы реки Гудзон. Его осень окутана туманом, низкое солнце заставляет светиться разноцветную листву деревьев. Удивительное зрелище!
Шведский художник-пейзажист Герман Альфред Леонард Вальбер любил писать ночное небо, где луна, пробиваясь сквозь тучи, создаёт вокруг почти невообразимую игру света и теней. Но здесь небо серо-голубое, почти непроницаемое. хмурое северное небо. Время, когда весь день — сумерки. У признанного мастера пейзажа, немца Вальтера Мораса небо тоже мутное, серое, но его оживляют яркие краски осенней листвы.
Какая-то полупрозрачная, невесомая осень на полотне французского импрессиониста Оскара Клода Моне́. Но художник всегда старался изобразить окружающий мир таким, каким он его воспринимал. Его соотечественник Жан-Дезире-Гюстав Курбе, автор более, чем тысячи работ, обладал собственным неповторимым стилем, лаконичным и суровым. При первом взгляде «Лес осенью» привлекает внимание яркой оранжевой листвой деревьев. Детали проявляются чуть позже, не сразу и заметишь охотника, убивающего оленя!
Ну и хочется упомянуть известного австрийского художника, одного из самых ярких представителей венского модерна. Это Густав Климт. Живописец и график, многоликий и неоднозначный, он создал великое множество картин, рисунков, эскизов в совершенно разных манерах. Вот и на этой его картине — только серые стволы деревьев на фоне опавшей листвы. Грусть-печаль-тоска… Осень, однако…

Закончу свою подборку картиной столь ценимого эстетами Василия Кандинского. Русский художник, он жил в разных странах — в России, в Германии, во Франции… Пробовал себя в разных профессиях — и как художник, и как теоретик искусства, учитель, практикующий юрист, сценограф, дизайнер, скульптор… И он изобразил осень так. Что ж, он художник, он так видит. Говорят, что такую живопись надо понимать. Мне, наверное, не дано. Не буду его судить, художника ведь всякий обидеть горазд. Но Кандинский был, без сомнения, выдающимся человеком. Да и просто хорошим человеком. Как и Густав Климт, он любил кошек, боготворил своего кота — друга и помощника Ваську.

Вот и всё. Скажу только, что эта подборка картин была собрана мною более пяти лет назад, когда приходилось страдать от скуки на ночных дежурствах. И вот сейчас мне снова захотелось что-то написать о живописи. На самом деле картин гораздо больше, но здесь только те, что находятся в статусе общественного достояния. И прошу не судить меня строго, это всего лишь впечатления дилетанта. Но очень любящего живопись.





















































