Мещерский — рисовальщик природы

Всегда приятно сказать или даже подумать что-то хорошее о любимом городе! Поэтому хочется лишний раз напомнить, что в Луге бывали и творили многие известные и даже знаменитые, и даже великие художники, писатели, поэты...

Всегда приятно сказать или даже подумать что-то хорошее о любимом городе! Поэтому хочется лишний раз напомнить, что в Луге бывали и творили многие известные и даже знаменитые, и даже великие художники, писатели, поэты… Вот и великий Александр наш Сергеевич  (Пушкин), бывая в нашем городе, писал:

«Есть в России город Луга…»

и именно эту строку можно прочесть на не так давно установленном в Луге памятнике великому русскому поэту. Остальные строчки этого маленького стишка приводить здесь не стану, они не слишком лестные для города, да и все их и так хорошо знают. Скажу только, что Александр Сергеевич был совершенно прав — его Новоржев несравненно хуже, чем  Луга, с этим трудно не согласиться!

 

Памятник Пушкину на набережной реки Луги.
Памятник Пушкину на набережной реки Луги.

Но речь в этой моей маленькой публикации пойдёт совсем не о поэзии, а о живописи, а именно о замечательном и очень интересном, хоть и забытом (и совершенно несправедливо) художнике-пейзажисте Арсении Ивановиче Мещерском. И о его Лужском «следе».

Как-то уже достаточно давно я наткнулся на статью некоего А. И. Обухова, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств и вот, наконец, решил высказать некоторые соображения по этому поводу. Статья была размещена на сайте Луги ещё 11 лет назад и посвящена нюансам биографии А. И. Мещерского и его творчеству, связанному с нашим городом. Не буду вдаваться в подробности, текст статьи доступен и любой может его прочесть. Вызывает вопросы следующее утверждение: «За картину «Вид в окрестностях Луги» А.И. Мещерскому присвоили звание академика пейзажной живописи.».  Доподлинно известно, что Академиком художник стал в 1964 году. Стало быть указанную картину он должен был написать как минимум, в этом же году или раньше. О чём это я? А вот о чём — в качестве иллюстрации к статье автором приведена другая, более поздняя картина Мещерского «Солнечный день», датированная 1884-м годом. Причём черно-белая репродукция. Что это? Досадная оплошность автора? Или редактора (либо администратора)  сайта? Ну что ж,  всякое случается! Но нет, приведённые в статье строки:

«Кажется, что можно ощутить ладонью шершавость стволов этих затемнённых вековых сосен, цепляющихся оголёнными корнями за прибрежный песок. Где создавалась эта картина? Берег какого из лужских озёр здесь изображен?»

не оставляют никаких сомнений, что описывается именно картина «Солнечный день». Только на ней изображено не озеро, а море. И не окрестности Луги, однозначно, хотя и сосны, и песок… Но не Луга, увы! И не 1864-й год, а 1884-й.

 

Солнечный день. 1884 г.
Солнечный день. 1884 г.

Упоминание о картине «Вид в окрестностях Луги» встречается в сети довольно часто, но поглядеть на саму картину или найти её детальное описание так никак и не удаётся. Ко всему прочему, во многих авторитетных современных источниках, нет никаких данных ни о пребывании Мещерского в Луге, ни об упомянутой выше картине.  Вообще сведений, особенно достоверных, документально подтверждённых, об этом художнике крайне мало. К счастью, в «Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств» /Сост. С. Н. Кондаков./, изданном в 1914 — 1915 г.г.  есть информация об этой загадочной картине.

 

Так был или таки не был художник Мещерский в нашем замечательном городе? И был, и писал нашу восхитительную природу! И картина «Вид в окрестностях Луги» в действительности существует, или же существовала! Не хочется думать, что она безвозвратно утеряна. Ведь сколько полотен того же Мещерского продано, и продаётся до сих пор на аукционах,  находится  в частных коллекциях! Так или иначе, творчество замечательного русского пейзажиста заслуживает дальнейшего скрупулёзного изучения. И, конечно, ничто нам не мешает наслаждаться его великолепными картинами, ведь на них изображены в том числе и ландшафты, очень похожие на наши. Хотя, скорее,  и не наши. А вдруг?

 

Зимний пейзаж с мостиком. 1885 г.
Зимний пейзаж с мостиком. 1885 г.
Заросший пруд. 1893 г.
Заросший пруд. 1893 г.
Полдень в лесу. 1870-е г.г.
Полдень в лесу. 1870-е г.г.
Тропинка в лесу. 1880-е г.г.
Тропинка в лесу. 1880-е г.г.
Пейзаж. Солнечный день.
Пейзаж. Солнечный день.

Кстати, в другой, более поздней публикации А. И. Обухова уже нет никакого изображения, автор, стало быть, заметил свою оплошность. Хотя текст, включая описание картины, полностью совпадает.

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 130