Кошки в живописи

Совершенно невозможно представить нашу жизнь без кошек. Как говорится, без кота и жизнь унылая и безрадостная. Поэтому люди всегда любили кошек. А ещё любили их рисовать.

Все дело в том, что кошки – это вам не собаки.

Терри Пратчетт

Когда я закрывал один из своих сайтов, мне почему-то стало очень жалко терять эту публикацию. История её появления достаточно проста: когда-то я был вынужден работать в качестве охранника (вахтёра) на одном из предприятий. Дежурство длилось сутки, а в ночное время приходилось скучать в полном одиночестве. Спать было нельзя, вокруг так и сновали многочисленные расхитители социалистической капиталистической собственности. У меня всегда был с собой ноутбук, программирование мне надоело, а живопись я люблю с детства.

Не скажу, что сильно в ней разбираюсь, очень часто мои суждения о каком-либо художественном произведении ограничиваются двумя категориями: «нравится» и «не нравится». Вряд ли я смогу поддержать умный разговор знатоков о смысле и художественных достоинствах, к примеру, «Чёрного квадрата» Малевича. Или «Купальщицы» Пикассо. Но мне кажется, что каждый должен иметь право дать свою уникальную оценку любому произведению. Свою собственную, не оглядываясь на мнение маститых знатоков. Основываясь только на своём восприятии. И не рискуя быть осмеянным. Каждый понимает искусство по разному.  Ведь  искусство служит всем. Но что-то я отвлёкся…

Итак, в творческом порыве, ну а если уж откровенно, то маясь от безделья, я и составил предлагаемый вам обзор. Подобных, в том числе и написанных профессиональными искусствоведами, в сети превеликое множество. Ведь кошачья тема неисчерпаема. Количество произведений искусства, посвящённых этим животным — бесконечно. Стоило ли огород городить? По мне, так стоило. А впрочем, вам судить…

Античные кошки

Вначале было слово, и это слово было Кот.

Терри Пратчетт

Совершенно невозможно представить нашу жизнь без кошек. Как говорится, без кота и жизнь не та унылая и безрадостная. С котом — совсем другое дело! Поэтому люди, хорошие люди всегда любили кошек. И ещё любили их рисовать.

Ещё древние homo sapiens, коротая тёмные вечера в своих сырых пещерах, при тусклом мерцающем свете костра пытались нацарапать на стенах изображения различных представителей семейства кошачьих. Но в то время маленькая кошка ещё не была постоянным компаньоном человека. А отношения с крупными кошачьими у пещерных людей как-то не складывались.

Одно из первых изображений кошки.
Одно из первых изображений кошки.
Изображение неизвестной породы кошки. Вероятно — бобтейл.
Изображение неизвестной породы кошки. Вероятно — бобтейл.

Когда кошка стала домашней, точно неизвестно, но учёные предполагают, что это произошло около 10000 лет назад. По крайней мере, уже древние египтяне кошек очень любили и ценили. Кошки в Египте не без основания считались животными священными, к ним египтяне относились с почитанием. Когда питомец умирал, ему воздавались почести, достойные, разве что фараонов или, по крайней мере, высокопоставленных чиновников Египта.

На картине Джона Рейнхарда Вегелина как раз и запечатлён процесс погребения усопшей кошки.

Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетской кошки. 1886 г.
Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетской кошки. 1886 г.

До наших дней дошло множество изображений и скульптур египетских кошек. А также их мумий.

В древней Греции кошки были большой редкостью, привезенных же в страну животных просто боготворили, кошки жили при храмах, им посвящались оды, их рисовали на амфорах и храмовых фресках, выкладывали мозаики с кошачьими изображениями. Посягательство на жизнь и здоровье кошек, а, тем более умышленное убийство животного, каралось смертью.

Фрагмент мозаики из Помпеи.
Фрагмент мозаики из Помпеи.

А не так давно на территории плато Наска в Перу археологами было обнаружено изображение огромной кошки. А, может быть, и кота. По их мнению, гигантский геоглиф высотой около 37 метров был высечен на склоне холма более 2000 лет назад. Это, скорее всего, самое масштабное изображение кота в истории.

Германо-скандинавская богиня любви и предводительница валькирий Фрейя ездила в колеснице, запряжённой двумя котами. Наверное, это были и очень сильные и невероятно быстрые коты. Интересно, что в качестве домашнего питомца она держала кабана, на котором иногда тоже ездила верхом. Вот ведь!

Йоханнес Гертс. Фрейя. 1901 г.
Йоханнес Гертс. Фрейя. 1901 г.
Нильс Бломмер. Фрейя. 1852 г.
Нильс Бломмер. Фрейя. 1852 г.

Средневековье. Коты вне закона

Ненависть к кошкам — признак уродливой, глупой, грубой, изуверской души.

Уильям Берроуз

В средние века отношение к котам, этим милым и весьма полезным животным было, как бы это помягче выразиться, не очень-то толерантным. Особенно со стороны католической церкви. Мало им было еретиков! В мрачную эпоху средневековья в цепкие лапы святой инквизиции легко было угодить лишь на основании «порочащих» слухов. Церковь имела огромную власть в странах Европы и панически боялась потерять её, а с ней и все свои привилегии. Любое инакомыслие жестоко пресекалось, а те, кто имел смелость ослушаться, подвергался чудовищным репрессиям. И даже кошки оказались в немилости. В 1233 году Римский Папа Григорий IХ совершенно безосновательно взял вдруг и объявил черных котов и кошек (а по факту, и котов других расцветок) прислужниками самого сатаны. Из-за своего независимого характера и склонности к ночной жизни, кошка считалась тогда символом нечистой силы. Бедных, и совершенно невиновных пушистиков святая инквизиция истребляла всеми способами как пособников ведьм и приспешников ада.

Изображать кошек также настоятельно не рекомендовалось.  И средневековые художники вынуждены были строго соблюдать предписанные католической церковью правила, чтобы их не причислили к иноагентам еретикам. Поэтому долгое время кошки изображались исключительно на страницах книг и то, сугубо в обличительных и поучительных целях. Неудивительно, что внешность таких кошек сейчас вызывает  странные чувства.

Ох, не поздоровится этой мыши!
Ох, не поздоровится же этой мыши!
Да, это кот. Ну и что, что вид зверский.
Да, это кот. Ну и что, что вид зверский.
Этот господин с рожками ничему хорошему не научит. А кот с ним заодно.
Этот господин с рожками ничему хорошему не научит. А кот с ним заодно.
Этот кот очень чистоплотный. Разве это плохо?
Этот кот просто очень чистоплотный. Разве это плохо?
Ну, а этот... Сказать нечего.
Ну, а этот… Сказать нечего.

Выше приведены фрагменты страниц средневековых книг. Если у экрана есть маленькие дети, беременные женщины или люди с неустойчивой психикой, им лучше отойти подальше. Лишь немногие из кошачьих изображений относительно благопристойны. А так, художники расстарались по полной: «выражения лиц» котов не оставляют никаких сомнений в том, кому и каким порочным целям они служат. И это ещё самые безобидные картинки, многие образцы не включены в подборку по морально-этическим соображениям.

В конце ХХ столетия Папа Иоанн Павел II наконец вынужден был официально признать, что инквизиция таки совершила «ошибку», он реабилитировал Галилея и Коперника, сожжённых на кострах еретиков, извинился перед евреями, цыганами и сарацинами. Про кошек даже не обмолвился. Так или иначе, совершенно необоснованное и преступное преследование этих животных останется несмываемым пятном на совести католической церкви.

Здесь старая ведьма и две её, явно тоже немолодые, дочери явно затевают что-то очень нехорошее. А кошка им помогает.

Коты ренессанса

Любая, даже самая маленькая кошка, — шедевр.

Леонардо да Винчи

Настали иные времена. И такой выдающийся мастер, как Леонардо да Винчи, восхищался природной красотой и грацией кошек. Он много наблюдал за ними, за их поведением и ни разу не замечал ничего с их стороны предосудительного. Сохранилось множество набросков с этими великолепными созданиями. На рисунках да Винчи кошки представлены в самых различных позах и за разными занятиями: лежащие, подкрадывающиеся, умывающиеся, играющие, дерущиеся между собой.

Кошки Леонардо да Винчи. Тут же и маленький дракончик.
Кошки Леонардо да Винчи. Тут же и маленький дракончик.

Россия. Первые коты

А вот на Руси котов и кошек всегда любили и уважали. Самым ранним изображением этого домашнего питомца на территории России считают «Подлинный портрет Кота Великого Князя Московии» от 1663 года, приписываемый чешскому художнику Вацлаву Холлару. Кот этот настолько суров, что некоторые искусствоведы считали, что это животное могло принадлежать только царю Иоанну IV Грозному. Но кот всё-таки был любимцем великого князя Московского Алексея Михайловича.

Любимый кот царя Алексея Михайловича. 1663 г.
Любимый кот царя Алексея Михайловича. 1663 г.

Как я уже отмечал, в России кошек любили всегда. И не только из-за того, что те были незаменимыми помощниками в борьбе с грызунами. Кошки всегда приносили мир и уют в повседневную жизнь людей — и в крестьянские избы, и в боярские хоромы.

Вот Кот казанский — герой популярных лубков XVIII века. Наряду с «Подлинным портретом кота великого князя Московии» это произведение — одно из ранних изображений кошек в России. Кот казанский был непрост. Звали его — Алабрыс. Как гласит надпись на лубке — «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский. Славно жил, сладко ел, …» ну и далее по тексту. Но, как говорится, что естественно, то имеет место быть. Такова жизнь! Но не только вышеперечисленным примечателен этот Кот. С котом связано множество легенд и сказаний. Считалось, например, что глаза и усы кота как бы намекают на таковые самого Петра Великого, Императора Всероссийского! Что ж, определённое сходство есть. Говорили также, что кот спас казанского хана  от пленения  Иваном Грозным, вовремя разбудив хана, что позволило ему (хану) сбежать. В общем, Кот Казанский — личность незаурядная, его по сию пору любят и уважают.

Кот Казанский. Алабрыс. XVIII век. Лубок.
Кот Казанский. Алабрыс. XVIII век. Лубок.
Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 126