Кошки в живописи. Часть 2

Кошки всегда любили людей. Абсолютно все кошки. А вот люди любили кошек не всегда. Было время, когда совсем не любили и даже ненавидели.

Вот и вторая часть моего «труда». Первая была несколько сумбурна, она затрагивала и античное искусство, и мрачные времена средневековья, и русскую живопись разных периодов. Эта же целиком и полностью посвящена европейской живописи. Первоначально этот мой обзор был опубликован на моём другом, закрываемом ныне сайте. Как я уже сообщал в предыдущей части, этот мой опус отнюдь не оригинален,  в сети можно найти просто невероятное количество публикаций на эту же тему. Это говорит о неугасающей всенародной любви к кошкам и котам. Вот и мне захотелось написать тоже. Пусть их (публикаций) будет ещё больше. Кошки того заслуживают.

Люди и кошки

Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку.

Джордж Бернард Шоу

Кошки всегда любили людей. Абсолютно все кошки. А вот люди любили кошек не всегда. Было время, когда совсем не любили и даже ненавидели. Конечно, не все люди так относились к этим чудесным животным, но в средние века кошки жестоко преследовались, особенно католической церковью. Церковь и контролируемая ей власть считали их высокозлобными, хищными, вороватыми, продажными, словом, насквозь порочными созданиями. Исчадиями ада. Жесточайшая цензура тех лет позволяла изображать этих впавших в немилость животных исключительно в таком ключе. Конечно, имело место и доброе отношение к кошкам, но не на официальном уровне. Однако, с мышами и крысами как-то бороться надо было…

Иногда встречались и относительно «доброжелательные» изображения, выполненные художниками-«диссидентами».

Средневековое изображение кота. Вид не очень привлекательный, но уже и не отталкивающий. Взгляд, можно сказать, философский.
Средневековое изображение кота. Вид не очень привлекательный, но уже и не отталкивающий. Взгляд, можно сказать, философский.

Позже, когда отношение к кошкам в корне изменилось, европейские художники всё ещё продолжали писать их по старой привычке. На гравюрах известного голландского художника Корнелия Блумарта кот весьма суров. И прижавший лапой убиенную мышь, и сидящий на руках у ребёнка кот выглядит одинаково устрашающе. У ребёнка, кстати, тоже взгляд не очень добрый. Суровое время…

«Приветливая» дама с пышными формами на третьей гравюре держит явно того же кота, или очень похожего,  только ещё больше насупленного. Авторство данного произведения не подтверждено, очень вероятно, его создал всё тот же Блумарт.

А вот чьему резцу принадлежит гравюра, где зловещего вида дядечка держит на руках сильно сердитого кота, выяснить не удалось.

Корнелий Блумарт. Кот с убитой мышью.
Корнелий Блумарт. Кот с убитой мышью.
Корнелий Блумарт. Ребёнок и кот.
Корнелий Блумарт. Ребёнок и кот.
Корнелий Блумарт (?). Дама с котом.
Корнелий Блумарт (?). Дама с котом.
Неизвестный автор. Старик и кот.
Неизвестный автор. Старик и кот.

Альбрехт Дюрер — не просто художник. Он, если будет корректным такое сравнение — немецкий Ломоносов. Живописец, гравёр, график, Альбрехт Дюрер — был одним из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Дюрер снискал также широкую известность в самых разных областях науки, в том числе в математике, особенно в геометрии.  Его ставят в один ряд с самыми известными учёными того времени.  Но здесь он просто изобразил Адама и Еву. И кошку, лениво разглядывающую мышь.

И вестфальский гравёр Исраэль ван Мекенен тоже изобразил кошку на своей гравюре. Вообще-то на гравюре женщина-ткачиха и вооруженный визитёр, непонятно зачем пожаловавший, но на кошку трудно не обратить внимание. Ко всему прочему, у кошки такой вид, словно она что-то знает. По крайней мере догадывается о цели визита гостя.

Дюрер. Адам и Ева.
Дюрер. Адам и Ева.
Мекенен. Женщина-ткачиха и её гость. 1503 г.
Мекенен. Женщина-ткачиха и её гость. 1503 г.

Итальянец Аннибале Карраччи изобразил детей, девочку и мальчика, которые играют с котом. Они дразнят кота, поднося к нему живого рака. Кот раков не ест, раки больно щиплются, коту эта забава порядком уже надоела, и он готов сбежать от гадких и назойливых детей.

Аннибале Карраччи. Двое детей дразнят кошку. 1590 г.
Аннибале Карраччи. Двое детей дразнят кошку. 1590 г.

Натюрморты с котами

Если коту чего-то не дать, он подождет, пока вы отвернетесь, и возьмет сам.

Терри Пратчетт

Николас Мас был  самым выдающимся портретистом из тех, кто работал в в Голландской республике в конце XVII века. Но и жанристом он был превосходным. Вот два его полотна. На первом — ленивая, погружённая в мечтания служанка. А вот кот не витает в облаках, он пользуется моментом и уже вонзил зубы в цыплёнка. На другой картине тоже не обошлось без кота.

Корнелис Сафтлевен из Роттердама написал дружескую пирушку в какой-то таверне. Коту под столом тоже что-то перепало.

Николас Мас. Праздная служанка. 1655 г.
Николас Мас. Праздная служанка. 1655 г.
Николас Мас. Старуха молится. 1656 г.
Николас Мас. Старуха молится. 1656 г.
Корнелис Сафтлевен. Пирушка.
Корнелис Сафтлевен. Пирушка.

Натюрморты фламандского художника Александра Адриансена невероятно хороши. Особенно те, на которых изображена рыба. Хороши и коты, пытающиеся рыбу украсть и съесть. К сожалению, точно датировать эти картины невозможно, но все они написаны в первой половине XVII столетия.

Голландец Питер Клас тоже писал великолепные натюрморты с рыбой. А где есть рыба, там где-то поблизости есть и кот. Обязательно.

Александр Адриансен. Фрукты, мертвые птицы и рыба, воруемая кошкой.
Александр Адриансен. Фрукты, мертвые птицы и рыба, воруемая кошкой.
Александр Адриансен. Натюрморт с рыбой.
Александр Адриансен. Натюрморт с рыбой.
Александр Адриансен. Натюрморт с рыбой, устрицами и крадущимся котом.
Александр Адриансен. Натюрморт с рыбой, устрицами и крадущимся котом.
Питер Клас. Натюрморт с пресноводной рыбой и котом. 1656 г.
Питер Клас. Натюрморт с пресноводной рыбой и котом. 1656 г.

Клара Петерс — одна из немногих женщин-художников в Европе XVII века и самая известная нидерландская художница той эпохи. И на её красивейших натюрмортах тоже присутствуют кошки. Как же без них?

Клара Петерс. Натюрморт с карпом в керамическом дуршлаге. 1620 г.
Клара Петерс. Натюрморт с карпом в керамическом дуршлаге. 1620 г.
Клара Петерс. Натюрморт с рыбой и кошкой. 1620 г.
Клара Петерс. Натюрморт с рыбой и кошкой. 1620 г.

Французский живописец Александр-Франсуа Депорт больше известен своими картинами, герои которых — собаки. И на этой картине он изобразил собаку, нападающую на кошку. Можно было бы подумать, что собака ревностно охраняет хозяйские продукты на кухне. Но нет! Это кошка отчаянно защищает своих котят от забежавшей на кухню негодной собаки!

Фламандец Питер ван Букле написал множество натюрмортов. В том числе и этот. Здесь тоже присутствуют и кошка, и собака. Но на этот раз драться они не собираются, у стола они оказались, как мне кажется, по одной причине. Еды хватит на всех!

Александр-Франсуа Депорт. Собака с кошкой дерутся на кухне.
Александр-Франсуа Депорт. Собака с кошкой дерутся на кухне.
Питер ван Букле. Мясной натюрморт с собакой и кошкой. 1651 г.
Питер ван Букле. Мясной натюрморт с собакой и кошкой. 1651 г.
Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 130