Кошки в живописи. Часть 2

Кошки всегда любили людей. Абсолютно все кошки. А вот люди любили кошек не всегда. Было время, когда совсем не любили и даже ненавидели.

Само совершенство

Если бы можно было скрестить человека с кошкой, это улучшило бы людскую породу, но повредило бы кошачьей.

Марк Твен

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп широко известна во всём мире именно благодаря своим картинам с изображением кошек и котов. Картин настолько много, что выбрать несколько из них для моего рассказа оказалось трудной задачей!

Генриетта Роннер-Книп. Игра котёнка.
Генриетта Роннер-Книп. Игра котёнка.
Генриетта Роннер-Книп. Мамина гордость.
Генриетта Роннер-Книп. Мамина гордость.

Об английском художнике XIX века Горацио Генри Коулдри сейчас знают очень немногие. Но так же, как и Генриетта Роннер-Книп, он писал исключительно котов и кошек. И у него это хорошо получалось!

Горацио Генри Коулдри. Охота всей семьёй. 1879 г.
Горацио Генри Коулдри. Охота всей семьёй. 1879 г.
Горацио Генри Коулдри. Добыча. 1871 г.
Горацио Генри Коулдри. Добыча. 1871 г.

Интересно, когда вспоминают о французском живописце Ренуаре, какие его картины всплывают в памяти? Да, да, именно они! Однако, неверно было бы думать, что Пьер Огюст Ренуар писал одних только не слишком одетых женщин с восхитительно пышными формами. Ренуару удавались и портреты, и натюрморты, и сценки из жизни. И пейзажи. Его творчество очень многогранно. Вот тому пример — кошки.

Ренуар. женщина с кошкой. 1875 г.
Ренуар. женщина с кошкой. 1875 г.
Ренуар. Жюли Мане с кошкой. 1887 г.
Ренуар. Жюли Мане с кошкой. 1887 г.
Ренуар. Спящая кошка. 1862 г.
Ренуар. Спящая кошка. 1862 г.

Фердинанд Георг Вальдмюллер — один из наиболее значительных живописцев Австрии первой половины XIX в. Он оставил после себя более тысячи картин. Среди них и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Вот, как эта — «День рождения дедушки», написанная им в 1849 году. И на ней тоже есть кошка.

Его соотечественник,  Йоханн Хамза писал портреты и жанровые сцены. На его полотнах — и представители высшего общества на фоне изысканных интерьеров, и простые люди, занятые своими повседневными делами. На одной из таких картин старушка — крестьянка кормит котёнка.

Вальдмюллер. День рождения дедушки. 1849 г.
Вальдмюллер. День рождения дедушки. 1849 г.
Йоханн Хамза. Молоко для котёнка.
Йоханн Хамза. Молоко для котёнка.

Французский художник Эдуард Мане имел весьма неоднозначную репутацию. Являясь одним из родоначальников импрессионизма, сам он себя таковым никогда не считал. Мнения критиков о его творчестве зачастую были полярно противоположными.

Вот и картина «Олимпия», совершенно по нынешним временам безобидная, в 1865 году вызвала бурное негодование публики. Чем же изображение красивой, хоть и не одетой женщины так возмутило парижан? Ведь восхищались же они античными статуями Афродиты и Венеры Милосской, полотнами Боттичелли и Леонардо да Винчи… Совершенно необъяснимо. Хотя сейчас, возможно, картиной возмутились бы сторонники BLM.

Но, оставим наши рассуждения. При всех несомненных достоинствах данного произведения, нам в первую очередь интересен маленький чёрный и почти незаметный котёнок. Он выгнул спину и взъерошил шерсть, словно защищая автора от необоснованных нападок.

Странные люди, эти постимпрессионисты! Вот Ван Гог взял и ни с того ни с сего отрезал себе ухо, а Поль Гоген ничего себе не отрезал, он просто бросил всё и уехал на Таити, чтобы рисовать праздных аборигенов. И их кошек.

Мане. Олимпия. 1863 г.
Мане. Олимпия. 1863 г.
Гоген. Таитяне в комнате. 1896 г.
Гоген. Таитяне в комнате. 1896 г.

Немецкий импрессионист Франц Марк любил рисовать животных. Даже больше, чем людей. Животные представлялись художнику существами чистыми и более совершенными, чем люди. Коты очень часто становились объектами его картин. Как сами по себе, так и в компании с двуногими. Чтобы подчеркнуть своё превосходство.

Франц Марк. Женщина с кошкой.
Франц Марк. Женщина с кошкой.
Франц Марк. Кормление кота.
Франц Марк. Кормление кота.
Франц Марк. Кот на жёлтой подушке.
Франц Марк. Кот на жёлтой подушке.

А завершу я эту публикацию картинами французской художницы Сюзанны Валадон, первой женщины, которую приняли во французский союз художников. Её картины — преимущественно женские портреты, натюрморты и пейзажи.

Интересно, что  Валадон и сама служила натурщицей для многих известных художников, таких, как Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега или Тулуз-Лотрек. Именно она она изображена на многих известных картинах, как, например «Танец в Буживале» или «Девушка, расчесывающая косу» Ренуара. А вот моделью для самой Сюзанны Валадон часто служил её кот Рамину.

Сюзанна Валадон. Портрет миссис Лили Уолтон.
Сюзанна Валадон. Портрет миссис Лили Уолтон.
Сюзанна Валадон. Кот Рамину, сидящий на драпировке. 1920 г.
Сюзанна Валадон. Кот Рамину, сидящий на драпировке. 1920 г.

Здесь я рассказал только о малой части собранной мною коллекции «кошачьей» живописи. Но совершенно невозможно рассказать абсолютно о всех художниках и их картинах. На самом деле в сети множество публикаций на эту очень интересную тему, моя — одна из сотен. Если не тысяч. Если не сотен тысяч. Захочу ли я продолжить? Как знать…

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 128