Само совершенство
Если бы можно было скрестить человека с кошкой, это улучшило бы людскую породу, но повредило бы кошачьей.
Марк Твен
Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп широко известна во всём мире именно благодаря своим картинам с изображением кошек и котов. Картин настолько много, что выбрать несколько из них для моего рассказа оказалось трудной задачей!
Об английском художнике XIX века Горацио Генри Коулдри сейчас знают очень немногие. Но так же, как и Генриетта Роннер-Книп, он писал исключительно котов и кошек. И у него это хорошо получалось!
Интересно, когда вспоминают о французском живописце Ренуаре, какие его картины всплывают в памяти? Да, да, именно они! Однако, неверно было бы думать, что Пьер Огюст Ренуар писал одних только не слишком одетых женщин с восхитительно пышными формами. Ренуару удавались и портреты, и натюрморты, и сценки из жизни. И пейзажи. Его творчество очень многогранно. Вот тому пример — кошки.
Фердинанд Георг Вальдмюллер — один из наиболее значительных живописцев Австрии первой половины XIX в. Он оставил после себя более тысячи картин. Среди них и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Вот, как эта — «День рождения дедушки», написанная им в 1849 году. И на ней тоже есть кошка.
Его соотечественник, Йоханн Хамза писал портреты и жанровые сцены. На его полотнах — и представители высшего общества на фоне изысканных интерьеров, и простые люди, занятые своими повседневными делами. На одной из таких картин старушка — крестьянка кормит котёнка.
Французский художник Эдуард Мане имел весьма неоднозначную репутацию. Являясь одним из родоначальников импрессионизма, сам он себя таковым никогда не считал. Мнения критиков о его творчестве зачастую были полярно противоположными.
Вот и картина «Олимпия», совершенно по нынешним временам безобидная, в 1865 году вызвала бурное негодование публики. Чем же изображение красивой, хоть и не одетой женщины так возмутило парижан? Ведь восхищались же они античными статуями Афродиты и Венеры Милосской, полотнами Боттичелли и Леонардо да Винчи… Совершенно необъяснимо. Хотя сейчас, возможно, картиной возмутились бы сторонники BLM.
Но, оставим наши рассуждения. При всех несомненных достоинствах данного произведения, нам в первую очередь интересен маленький чёрный и почти незаметный котёнок. Он выгнул спину и взъерошил шерсть, словно защищая автора от необоснованных нападок.
Странные люди, эти постимпрессионисты! Вот Ван Гог взял и ни с того ни с сего отрезал себе ухо, а Поль Гоген ничего себе не отрезал, он просто бросил всё и уехал на Таити, чтобы рисовать праздных аборигенов. И их кошек.
Немецкий импрессионист Франц Марк любил рисовать животных. Даже больше, чем людей. Животные представлялись художнику существами чистыми и более совершенными, чем люди. Коты очень часто становились объектами его картин. Как сами по себе, так и в компании с двуногими. Чтобы подчеркнуть своё превосходство.
А завершу я эту публикацию картинами французской художницы Сюзанны Валадон, первой женщины, которую приняли во французский союз художников. Её картины — преимущественно женские портреты, натюрморты и пейзажи.
Интересно, что Валадон и сама служила натурщицей для многих известных художников, таких, как Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега или Тулуз-Лотрек. Именно она она изображена на многих известных картинах, как, например «Танец в Буживале» или «Девушка, расчесывающая косу» Ренуара. А вот моделью для самой Сюзанны Валадон часто служил её кот Рамину.
Здесь я рассказал только о малой части собранной мною коллекции «кошачьей» живописи. Но совершенно невозможно рассказать абсолютно о всех художниках и их картинах. На самом деле в сети множество публикаций на эту очень интересную тему, моя — одна из сотен. Если не тысяч. Если не сотен тысяч. Захочу ли я продолжить? Как знать…