Медведи — плохие соседи
Медведь. Он всегда вызывал у людей и страх, и восхищение одновременно. Можно ли найти какого-либо ещё зверя, в котором бы сочеталось столько противоречивых качеств, как хороших, так и не совсем? За безразлично-глуповатым выражением его лица кроется немалый ум и хитрость. За неуклюжей внешностью — огромная мощь и неожиданная скорость. Медведь с древних времён был и остаётся неизменным соседом и противником человека. Люди всегда относились к медведю с искренним, глубоким уважением. И боялись.
Первые люди вынуждены были вступать в противоборство с этими хищниками, поскольку всерьёз претендовали на жилища медведей — пещеры. А медведи свою собственность так просто не уступали. Борьба была не на жизнь, а на смерть. Чаще побеждали люди, благодаря своей многочисленности и коллективизму. Бывало и наоборот. Не только пещеры доставались людям в наследство от косолапых. Люди быстро сообразили, что и сами медведи вкусны и калорийны. А медведи, хоть и всеядны, тоже не отказывались от скоромной пищи, которую они видели в своих двуногих оппонентах.
Можно сказать, что именно медведи и подтолкнули людей к занятиям изобразительным искусством. Эти животные и сами были не прочь поцарапать длинными когтями стены пещер, деревья. Делали они это лишь для того, чтобы обозначить своё присутствие. И показать потенциальным соперникам свою силу и размеры. Но homo sapiens были намного талантливее медведей. Видя тщетные потуги косолапых что-либо изобразить, люди начали наносить и свои изображения на стены пещер. Если охота бывала удачной и удавалось забить крупного буйвола или ещё кого, люди с гордостью рисовали себя с добычей. Если удавалось выжить после встречи с медведем, то возвратясь в родную пещеру, охотники трясущимися руками выводили изображения этого грозного зверя.
Ветхозаветные истории
Упоминаются медведи и в Библии. Ветхозаветный пророк Елисей сильно обиделся на детей, которые насмехались над ним. И призвал двух медведей, дабы они наказали непочтительных детишек.
23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогой, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!»
24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка.
4 Царств 2:23-24
Это было самое смертоносное в истории нападение медведей на людей. 42 жертвы. Почему же Елисей так болезненно отреагировал на глупую детскую забаву? Ну, плешивый… Ну и что? Плешивых на свете множество. Конечно, поведение невоспитанных детей ни у кого не вызовет одобрения, оно требует наказания, но не столь жестокого.
Неудивительно, что это жуткое ветхозаветное происшествие (равно, как и любой другой библейский эпизод) неизменно привлекало внимание художников. Для нидерландского живописца Адриана Колларта, искусного мастера орнаментальной гравюры, библейская тема была одной из основных в творчестве. Не обошёл стороной и он этот инцидент. Правда, на его гравюре медведица одна. А пророк даже подсказывает ей: вот там, мол, ещё эти гадкие дети прячутся.
Известный французский график и иллюстратор Луи Огюст Гюстав Доре тоже очень красочно изобразил этот возмутительный случай.
Что совсем невероятно, но эта история до сих пор широко обсуждается, и многие известные богословы находят оправдание бесчеловечному поступку пророка.
Homo universalis
Большой интерес к медведям проявлял и итальянский художник, архитектор, музыкант, писатель, учёный, изобретатель, словом, редкий по широте своих интересов человек Леонардо да Винчи. Он рисовал медведей просто, как медведей. Как натуралист-естествоиспытатель. Сохранились его эскизы с изображениями этих животных. Очень дорого оценённые, между прочим…
На медведя я, друзья, выйду без испуга!
Медведи в живописи европейской, впрочем, как и в русской, чаще всего изображались, как объекты охоты. Охота на опасного зверя была любимым занятием знати. Но европейская знать особо пугаться и, тем более, рисковать не желала, а потому мобилизовала для участия в такой «операции» максимально большое количество друзей, в том числе — четвероногих. Которым часто и приходилось делать основную работу.
Так, на картине фламандского живописца Пауля де Воса к травле некрупного зверя привлечён десяток высокозлобных псов. Медведь яростно защищает свою медвежью жизнь. Некоторые из собак уже серьёзно пострадали, некоторые мертвы. На другой картине этого же художника опять же десять собак атакуют уже двух медведей.
Один из ведущих анималистов 17 века, фламандский художник Ян Фейт создал много полотен, изображающих охоту. И на медведя в том числе. И снова — многочисленные собаки. После человека собаки — самые ненавистные для косолапого создания. И вот кучка мёртвых и покалеченных псов растёт. Кто знает, может у медведя есть шансы?
И голландец Абрахам Даниельсон Хондиус, он же Абрахам де Хондт, был большим любителем подобных «батальных» сцен. И опять несчастного медведя атакуют собаки.
Гессенский живописец Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн тоже написал картину вечного и непримиримого противостояния медведей и собак. Здесь медведь дорого отдаст свою жизнь. Если ещё отдаст.
Паулюс Поттер — нидерландский художник, признанный мастер анималистики. Большинство его полотен изображает различных животных — диких и домашних, в их нормальных, мирных условиях жизни. Жестокими охотничьими сценами Поттер не увлекался. Даже наоборот. В Государственном Эрмитаже хранится его всем известная картина «Наказание охотника». Но здесь для медведя он почему-то сделал исключение. Бравый всадник на картине совсем не опечален гибелью своих четвероногих помощников, он намеревается поразить медведя саблей.
«Первый художник» при дворе короля Людовика XV француз Шарль Андре ван Лоо работал в разных жанрах живописи. А также писал картины, отражающие самые разные стороны жизни высшего света. В том числе и весёлые охотничьи забавы. На одной из его картин перевес явно не на стороне косолапых.
А это произведение не совсем на тему охоты. Известный немецкий художник и гравер Иоганн Элиас Ридингер показал на нём схватку двух леопардов и некрупного белого медведя на фоне южного горного пейзажа. Интересно, как они друг друга нашли? Поистине, фантазия живописцев бывает безгранична!
Охота в Новом Свете
Швейцарско-французский художник Карл Бодмер, он же Шарль Бодмер, охотник и путешественник, очень любил рисовать индейцев. И Дикий Запад в целом. А там, как известно, водятся свирепые медведи-гризли.
А американский художник Альфред Джейкоб Миллер тоже любил рисовать индейцев и все стороны их жизни. На этом полотне они преследуют довольно потешного медведя.
Артур Фицуильям Тейт — британо-американский художник, известный в основном своими реалистичными картинами дикой природы. Здесь он изобразил невезучего охотника. Похоже, ему уже досталось. Если напарник тоже промахнётся, то его ждут ещё большие неприятности. И нож не поможет.
Томас Хилл — американский художник, известный своими картинами дикой природы. На этой его картине мы видим медведицу и её медвежат на фоне чудесного пейзажа. Однако, не всё так мило и безмятежно. Из-за скал к ней крадутся краснокожие с луками, а одна из стрел уже попала в медведицу. Будет битва.
Французский художник-жанрист Франсуа-Огюст Биар тоже писал полотна посвящённые медвежьей охоте. На одном из них бурый медведь по очереди расправляется со своими противниками, вознамерившимися его убить. Исход этого противостояния, по крайней мере, не ясен. А на другом полотне уже сами моряки пытаются отбиться от нескольких белых медведей. И тут финал очевиден.