Медведи в живописи

Медведь. Он всегда вызывал у людей и ужас, и восхищение одновременно. Можно ли найти какого-либо ещё зверя, в котором бы сочеталось столько противоречивых качеств, как хороших, так и не совсем?

Россия. Охота пуще неволи

Охотник медведя колет, а собаки грызут. Лубок.
Охотник медведя колет, а собаки грызут. Лубок.

Русские художники тоже были не чужды охотничьей темы. Всё же охота на Руси — одно из любимых занятий. К тому же, охотились на этого вредного зверя не только забавы ради. Если для знати охота была лишь развлечением, то для простых людей — средством выживания. Кроме того, медведи временами сильно докучали деревенским жителям.

Медведь был одним из самых опасных противников и победа над ним считалась особенно почётной. Особенно в то время, когда на него ходили с одной рогатиной.

Сам князь Ярослав Мудрый охотился близ устья реки Которосли, где и «встретился с превеликою медведицей», которую, согласно официальной легенде, победил сам, один с помощью секиры. Позже он заложил там «город рубленною стеною», назвав в честь себя – Ярославль. А на гербе города и теперь красуется медведь с секирой, которой якобы и был убит.

С появлением огнестрельного оружия у медведей практически не осталось шансов. Именно такую охоту и изобразил всемирно известный русский художник Василий Григорьевич Перов. На своём полотне художник показал один из самых распространённых способов охоты – осаду медведя у его берлоги. Помощник с помощью жерди и собака будят спящего в берлоге зверя, а охотник с ружьём стоит наготове. Рогатина воткнута в снег, ружьё всё же понадёжнее.

Аналогичную сцену изобразил и Суриков. Василий Иванович написал медвежью охоту царя Михаила Федоровича.

Перов. Охота на медведя зимой.
Перов. Охота на медведя зимой.
Суриков. Охота царя Михаила Федоровича на медведя.
Суриков. Охота царя Михаила Федоровича на медведя.

Многие русские монархи очень ценили такое времяпрепровождение. Но всё же принимали максимальные меры предосторожности, чтобы ненароком не пострадать. Поэтому вооружённых людей и злых зубастых собак на царских охотах всегда было много. Очень много. Однако царя Александра Второго медведь всё-таки чуть было не съел. Правда, это совсем другая история,  вернёмся к нашей теме.

На следующих полотнах как раз и представлены различные моменты из таких царских забав. Правда, художники не совсем русские, но зато немало проработавшие в России и основательно изучившие непростую русскую жизнь. Немецкий художник Отто Эрнст Фридрих Грасгоф изобразил охоту царевича Александра Николаевича, будущего русского императора. Медведь обречён. Но и среди охотников есть потери.

Немецкий живописец Людвиг Пич тоже написал сцену из русской императорской охоты. Здесь несчастный медведь уже повержен.

Франц Тейхель из Германии тоже работал в России. И тоже живописал моменты из охотничьих приключений Александра II. Вот и здесь незадачливый косолапый попал на мушку русского монарха.

Венгр Михай Зичи, он же Михаил Александрович Зичи) — художник из знатного рода. Он много лет проработал в России, где писал жанровые сцены, портреты знатных особ, иллюстрировал книги. Был удостоен звания Академика Императорской академии художеств и её почётного члена. Был долгое время придворным живописцем Романовых и написал немало сцен из жизни императорской фамилии. В том числе и охотничьих.

Отто Грасгоф. Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.
Отто Грасгоф. Царевич Александр Николаевич охотится на медведя на окраине Москвы.
Людвиг Пич. Русская охота на медведя.
Людвиг Пич. Русская охота на медведя.
Франц Тейхель. Император Александр II возле убитого медведя.
Франц Тейхель. Император Александр II возле убитого медведя.
Михай Зичи. Охота на медведя.
Михай Зичи. Охота на медведя.

Но вернёмся опять к художникам русским. Русский живописец-анималист Евгений Александрович Тихменев сам был страстным охотником, поэтому и его охотничьи полотна особенно точны и реалистичны. Тема медвежьей охоты у него — одна из любимых. И охота здесь действительно похожа на охоту, суровую, жёсткую, но честную.

Академик Императорской Академии художеств, профессор Николай Егорович Сверчков приобрёл известность, рисуя охотничьи сцены и жанровые сюжеты, где непременно присутствовали лошади. У него есть несколько картин, изображающие не сам процесс охоты, а только транспортировку убитых медведей в тяжёлых погодных условиях. Вот одна из них.

Тихменев. Охота на медведя.
Тихменев. Охота на медведя.
Сверчков. Медвежья охота.
Сверчков. Медвежья охота.

Медведи в христианстве

С темой медвежьей охоты на этом хочется закончить. Всё же некоторые медведи (впрочем, как и многие другие животные) относились к людям не в пример лучше, чем люди к ним. История сохранила немало примеров добрососедского сосуществования этих хищников и людей.

Русский художник Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую творческую жизнь. Религиозная живопись занимала существенное место в его творчестве. За свою жизнь Михаил Васильевич одному только Сергию Радонежскому посвятил пятнадцать картин. И эту, с медведем, лежащим у ног святого. Эпизод взят был из описания жития преподобного.

И ещё одно полотно говорит о том, что медведи почитали христианских святых. Это сцена спасения медведем святой Коломбы. Маленькое тёмное животное — это и есть медведь. Это было очень давно, в третьем веке, а картина написана в XIV.

Нестеров. Юность Преподобного Сергия.
Нестеров. Юность Преподобного Сергия.
Джованни Баронцио. Сцены из жизни святой Коломбы Санской. Спасение святой Коломбы медведем.
Джованни Баронцио. Сцены из жизни святой Коломбы Санской. Спасение святой Коломбы медведем.
Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 117