Россия. Охота пуще неволи

Русские художники тоже были не чужды охотничьей темы. Всё же охота на Руси — одно из любимых занятий. К тому же, охотились на этого вредного зверя не только забавы ради. Если для знати охота была лишь развлечением, то для простых людей — средством выживания. Кроме того, медведи временами сильно докучали деревенским жителям.
Медведь был одним из самых опасных противников и победа над ним считалась особенно почётной. Особенно в то время, когда на него ходили с одной рогатиной.
Сам князь Ярослав Мудрый охотился близ устья реки Которосли, где и «встретился с превеликою медведицей», которую, согласно официальной легенде, победил сам, один с помощью секиры. Позже он заложил там «город рубленною стеною», назвав в честь себя – Ярославль. А на гербе города и теперь красуется медведь с секирой, которой якобы и был убит.
С появлением огнестрельного оружия у медведей практически не осталось шансов. Именно такую охоту и изобразил всемирно известный русский художник Василий Григорьевич Перов. На своём полотне художник показал один из самых распространённых способов охоты – осаду медведя у его берлоги. Помощник с помощью жерди и собака будят спящего в берлоге зверя, а охотник с ружьём стоит наготове. Рогатина воткнута в снег, ружьё всё же понадёжнее.
Аналогичную сцену изобразил и Суриков. Василий Иванович написал медвежью охоту царя Михаила Федоровича.
Многие русские монархи очень ценили такое времяпрепровождение. Но всё же принимали максимальные меры предосторожности, чтобы ненароком не пострадать. Поэтому вооружённых людей и злых зубастых собак на царских охотах всегда было много. Очень много. Однако царя Александра Второго медведь всё-таки чуть было не съел. Правда, это совсем другая история, вернёмся к нашей теме.
На следующих полотнах как раз и представлены различные моменты из таких царских забав. Правда, художники не совсем русские, но зато немало проработавшие в России и основательно изучившие непростую русскую жизнь. Немецкий художник Отто Эрнст Фридрих Грасгоф изобразил охоту царевича Александра Николаевича, будущего русского императора. Медведь обречён. Но и среди охотников есть потери.
Немецкий живописец Людвиг Пич тоже написал сцену из русской императорской охоты. Здесь несчастный медведь уже повержен.
Франц Тейхель из Германии тоже работал в России. И тоже живописал моменты из охотничьих приключений Александра II. Вот и здесь незадачливый косолапый попал на мушку русского монарха.
Венгр Михай Зичи, он же Михаил Александрович Зичи) — художник из знатного рода. Он много лет проработал в России, где писал жанровые сцены, портреты знатных особ, иллюстрировал книги. Был удостоен звания Академика Императорской академии художеств и её почётного члена. Был долгое время придворным живописцем Романовых и написал немало сцен из жизни императорской фамилии. В том числе и охотничьих.
Но вернёмся опять к художникам русским. Русский живописец-анималист Евгений Александрович Тихменев сам был страстным охотником, поэтому и его охотничьи полотна особенно точны и реалистичны. Тема медвежьей охоты у него — одна из любимых. И охота здесь действительно похожа на охоту, суровую, жёсткую, но честную.
Академик Императорской Академии художеств, профессор Николай Егорович Сверчков приобрёл известность, рисуя охотничьи сцены и жанровые сюжеты, где непременно присутствовали лошади. У него есть несколько картин, изображающие не сам процесс охоты, а только транспортировку убитых медведей в тяжёлых погодных условиях. Вот одна из них.
Медведи в христианстве
С темой медвежьей охоты на этом хочется закончить. Всё же некоторые медведи (впрочем, как и многие другие животные) относились к людям не в пример лучше, чем люди к ним. История сохранила немало примеров добрососедского сосуществования этих хищников и людей.
Русский художник Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую творческую жизнь. Религиозная живопись занимала существенное место в его творчестве. За свою жизнь Михаил Васильевич одному только Сергию Радонежскому посвятил пятнадцать картин. И эту, с медведем, лежащим у ног святого. Эпизод взят был из описания жития преподобного.
И ещё одно полотно говорит о том, что медведи почитали христианских святых. Это сцена спасения медведем святой Коломбы. Маленькое тёмное животное — это и есть медведь. Это было очень давно, в третьем веке, а картина написана в XIV.