И медведя плясать учат
Не только медвежья шкура ценилась. Пойманные медвежата воспитывались людьми и после обучения принимали участие в различных представлениях. Медведи — умные и смышлёные животные, а потому быстро учились различным трюкам, чтобы веселить публику. До сих пор медведь — одно из самых популярных цирковых животных.
На картине русского художника Франца Николаевича Рисса как раз и изображено такое действо. Скоморохи ходили по русским деревням и сёлам, давали представления, получая за свой труд скудное вознаграждение. Медведь, который входил в труппу, тоже честно отрабатывал свой хлеб.
Немецкий живописец Мено Мюлиг написал полотно, на котором странствующие артисты, включая ручного медведя таким же способом зарабатывают себе на жизнь. По всей видимости, в Германии.
А вот ещё две картины похожей тематики и даже с одинаковым названием. Одну из них создал англичанин Фредерик Морган, другую — швед Август Йернберг.
А так на Руси медведей ловили. Зачем? Ну, например, для зверинцев. Или, чтобы научить танцевать. Ловили обычно медведей совсем молодых, не очень крупных и, соответственно, не очень сильных. Ведь взрослые, матёрые медведи силищу имеют неимоверную. Да и к учёбе неспособны.
Русский художник Клавдий Васильевич Лебедев как раз и изобразил такую сцену. Медведя, само собой, крепко связывали. И надёжно завязывали пасть, чтобы не укусил (сострунивали). Тоже, конечно, насилие над животным. Но хоть не убивали.
Медведь в лесу – что боярин
Но уйдём, наконец окончательно, от сцен убийств и насилия, и посмотрим, каков же бывает медведь в лесу в отсутствие своего постоянного недруга — человека. А без медведя и лес — не лес!
Вот прямо-таки трогательная сцена встречи лесного великана гризли с крохотной мышью, которую написал Джордж Кэтлин — американский путешественник и живописец. Даже можно забыть, что медведь — свирепый хищник!
А его соотечественник, Уильям Холбрук Бирд, тот вообще любил придавать медведям присущие людям черты. И не только медведям.
Тема непростых взаимоотношений медведя и пчёл раскрыта в следующих двух полотнах. Пчёлы, как известно, делают мёд. А медведи мёд очень любят, хотя и жестоко от пчёл страдают. Вот как на двух этих забавных картинах, написанных фламандцем Яном ван Кесселем и немецким художником Георгом Занднером .
Каков же медведь в своей естественной среде? Когда ему никто не угрожает (здесь я имею в виду именно человека, других врагов в лесу у него нет), когда он может жить так, как привык это делать веками и, может быть тысячелетиями?
Вот великолепное полотно немецкого художника Георга Эдуарда Отто Зааля с семейством бурых мишек на фоне прекрасного пейзажа.
Русский лес с бредущим по снегу медведем написал наш соотечественник, граф Владимир Леонидович Муравьёв, замечательный художник-пейзажист.
Две картины известного немецкого художника-анималиста Рихарда Фризе. Одна из них изображает медведя у добычи: то ли сам поймал, то ли нашёл… На второй белая медведица с медвежатами.
На полотнах немцев Иоганна Мельхиора Рооса и Карла Вильгельма Торнау тоже медведи в своей привычной среде обитания, спокойные и счастливые. Гризли на картине американца тоже доволен, рыбалка удалась на славу!
Чувствую, что уже порядком утомил читателя. Пора и честь знать. Напоследок — ещё несколько картин, на которых присутствуют медведи. Мирно бредущее вдоль деревенской изгороди медвежье семейство запечатлел на своём холсте русский мастер Алексей Степанович Степанов.
А этот мишка на полотне Петра Петровича Соколова, похоже, попал в неприятную ситуацию. Тройка лошадей, испугавшись косолапого пассажира, сорвалась и помчалась.
Ленивый бурый мишка на картине норвежца Теодора Северина Киттельсена безмятежно дрыхнет среди кустов черничника.
А у польского живописца Генриха Вейсенхофа двое медвежат беззаботно играют на фоне сельского литовского пейзажа.
И, наконец, закончить хочется самой знаменитой, великолепной картиной, посвящённой русскому лесу и этим удивительным животным. Конечно же, это «Утро в сосновом лесу» Ивана Ивановича Шишкина. Хотя сами медведи здесь изображены Савицким. Но разве это имеет значение?