Царь леса

Многие из тех, кто попадал в деревню Шалово или другие живописные места Лужского района, осматривая окрестности, находили большое сходство местных видов с теми, что изображены на картинах великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина.

Он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.

И. Н. Крамской
Шишкин. Автопортрет.

Многие из тех, кто попадал в деревню Шалово или другие живописные места Лужского района, осматривая окрестности, находили большое сходство местных видов с теми, что изображены на картинах великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Это не случайно. Действительно, в Лужских краях великим живописцем написано немало картин и ещё больше сделано эскизов. Впервые он оказался под Лугой в 1872 году в дружеской компании с другими художниками: Иваном Николаевичем Крамским и Константином Аполлоновичем Савицким. Они остановились в деревне Ильжо, в усадьбе помещицы Снарской. Крамской в это время работал над картиной «Христос в пустыне». А Иван Иванович много бродил по живописным окрестностям деревни и делал по несколько этюдов с натуры каждый день. И именно здесь он начал писать своё знаменитое полотно «Лесная глушь».

Лесная глушь.
Лесная глушь.

С 1896 года Шишкин, уже с семьёй, снимал дачу на станции Преображенская (сейчас — Толмачёво) и сделал большое количество набросков в окрестностях самой станции и деревни Жельцы. Он много ходил пешком с этюдником, совершал конные прогулки. Ивану Ивановичу настолько нравилась природа Луги, что несколько позже он вместе со своим близким другом, архитектором Свиньиным приобрёл участок в деревне Жельцы, планируя там обосноваться. К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться, в марте 1898 года художник умер. Умер за мольбертом, работая над новой картиной. 

Пруд в старом парке. 1898 г.
Пруд в старом парке. 1898 г.
Мельница в лесу. Преображенское. 1897 г.
Мельница в лесу. Преображенское. 1897 г.

К картинам, написанным Шишкиным в Лужском районе, исследователи его творчества также относят:

Сломанная берёза. 1872 г.
Сломанная берёза. 1872 г.
Корабельная роща. 1887 г.
Корабельная роща. 1887 г.
Лесная поляна. 1897 г.
Лесная поляна. 1897 г.
Роща у пруда. Преображенское. 1896 г.
Роща у пруда. Преображенское. 1896 г.
Туманное утро. 1897 г.
Туманное утро. 1897 г.

Конечно, здесь представлены далеко не все полотна, созданные Иваном Ивановичем в Луге. Да и любая их его картин, где бы она ни была написана, восхищает своей  потрясающей реалистичностью, живостью и естественностью. Стремящиеся ввысь зелёные кроны деревьев, где различимы чуть ли не каждый листик, каждая хвоинка, а чешуйчатая кора стволов выглядит настолько натурально, что к ней хочется прикоснуться. Недаром современники называли Шишкина Царём леса.

Еловый лес.
Еловый лес.
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская.
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская.
Сосны, освещенные солнцем.
Сосны, освещенные солнцем.
Лес.
Лес.
Пейзаж.
Пейзаж.
Папоротники в лесу. Сиверская.
Папоротники в лесу. Сиверская.
Сосновый лес.
Сосновый лес.
Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 128