
4 апреля исполнилось 178 лет со дня рождения выдающегося русского живописца Ефима Ефимовича Волкова. Когда говорят о периоде расцвета русского пейзажа, пришедшегося на вторую половину XIX века, обычно вспоминают имена таких мастеров, как И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов, И. И. Левитан. Волкова же крайне редко вспоминают в наше время, а зря. Академик Петербургской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, автор более, чем пяти сотен пейзажей, более, чем тысячи этюдов и огромного количества рисунков, Е. Е. Волков в последней четверти XIX столетия был весьма популярным художником как в России, так и за рубежом, и заслужил репутацию одного из лучших живописцев русской природы. Работы его кисти имеют многие государственные художественные музеи, много картин находится в частных коллекциях, репродукции его картин печатали в известных столичных журналах.
Ефим Волков родился и прожил большую часть жизни в Петербурге, учился своему ремеслу в Рисовальной школе Общества поощрения художников, а также в Академии художеств, но настоящее мастерство он обрел в результате усердного, кропотливого труда – он неустанно писал с натуры. Кроме живописи, Волков занимался рисунком и офортом. Вместе с И. И. Шишкиным работал в Крыму, сопровождал в качестве художника великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в путешествии по Средиземноморью, выезжал на Волгу в Плес.
Но Волкова не слишком впечатляли южные красоты, он постоянно возвращался к нашей северной природе и природе средней полосы России, которую изображал с большой любовью. На картинах его — скромные, неброские уголки нашего Севера: лес, луга и поля, небольшие реки и озёра, ручьи, заросшие берега водоёмов, болота. Разное время года — и зима, и весна, и лето. И, конечно же, осень, столь любимая художниками. И зарождающийся рассвет, и вечерний туман, и предзакатные сумерки. В каждом из своих полотен он умел передать присущие русской природе поэзию и очарование. Художника недаром называли «поэтом русской осени и русских туманов».
И, конечно, возникает вопрос: имеет ли этот художник какое-либо отношение к нашему городу, посещал ли Ефим Ефимович наши лужские края? Многие из его полотен уж очень напоминают лужскую природу. И дачу он имел не так уж далеко, в Сиверской. Думаю, да. Он в Луге бывал и, хочется верить, вдохновлялся потрясающей красотой этих мест. Подтверждением тому служит попавший мне в руки карандашный набросок.
