Яблочный Спас — праздник, весьма почитаемый в России, особенно в русских деревнях. Предшествует ему Медовый (первый) Спас — 14 августа начинали проверять ульи. Завершает эту череду праздников Спас Ореховый (Хлебный), приходящийся на 29 августа. Праздники эти, вероятнее всего, имеют языческие корни, ибо все они так или иначе связаны с урожаем. В Шалове первые два Спаса отмечали всегда, а в безбожные советские годы даже больше, чем сейчас. Последний, Ореховый, обычно не вспоминали. К слову, ещё какие-то 40-50 лет назад жизнь в деревне резко отличалась от таковой в городе. В деревнях гораздо больше чтили устоявшиеся столетиями традиции. И это не было каким-то модным увлечением, это было образом жизни.
Но вернёмся к Яблочному Спасу. Примерно в это время в южных районах и в Средиземноморье начинал поспевать виноград. А в России — первые яблоки. Именно в этот день, в середине августа, по поверьям восточных славян, природа начинала переход от лета к осени, а затем и к зиме.
Православные христиане празднуют в этот день Преображение Господне. Церковь, следуя своей обычной практике наполнять древние, чуждые ей обычаи новым содержанием, приурочила праздник Преображения как раз к этому времени. Скорее всего, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества. Так и слились воедино два больших праздника. У русских вообще хорошо уживаются вместе и христианские ценности, и древние славянские обычаи.
Согласно давней традиции, православные старались до Преображения яблоки не есть. Прежде необходимо было освятить новый урожай в церкви. Моя бабушка, к примеру, строго придерживалась этого правила. Мы же чаще поедали яблоки по мере их поспевания. А некоторые летние сорта иногда поспевали и к началу августа. Правда, с веток старались всё же не рвать, довольствуясь опадышами.
Этот год в деревне Шалово выдался неурожайным. И наш, и соседские сады стоят абсолютно пустые. Яблок нет. Хотя, например, в Мерёво, в 10 км по прямой, яблоки есть. А на фотографиях — плоды урожаев прошлых лет.