В этом году крепость Орешек отмечает своё 700-летие. Солидный возраст, разве что Староладожская крепость и Корела старше Орешка. Крепость — едва ли не самая главная достопримечательность в окрестностях посёлка имени Морозова. К слову, именем её знаменитого узника Н. А. Морозова наш посёлок и был назван. Шлиссельбургская крепость неизменно влечёт к себе множество туристов, в том числе и иностранных. К её юбилею в Морозовке даже отремонтировали дорогу (ул. Скворцова), ведущую к пристани. Наладили паромную переправу. Но ожидаемого наплыва желающих посетить старинную крепость этим юбилейным летом не случилось.
Но не менее интересен и сам город Шлиссельбург, находящийся напротив крепости на левом берегу Невы. Когда-то здесь было поселение, носившее название Спаса-на-Неве (по расположенной там церкви). Затем, в 1755 году оно было преобразовано в уездный город с названием Шлиссельбург, по находящейся рядом крепости. С 1944 по 1992 год по вполне объяснимым причинам город носил другое имя — Петрокрепость.
В годы развитого социализма попасть в Петрокрепость из Морозовки проще всего было на маленьком теплоходике «Тургенев». Сама по себе история этого судёнышка весьма интересна, но об этом как-нибудь в другой раз. Скажу лишь, что «Тургенев» когда-то был пароходом «Olimpia», построенным на финской судоверфи. После войны пароход оказался в СССР, в середине 50-х был оснащён дизелем вместо паровой машины. Затем долгое время обслуживал маршрут «Посёлок им. Морозова — Орешек — Петрокрепость». Билет в одну сторону стоил 15 копеек. За такую же сумму можно было воспользоваться услугами частника на моторной лодке.
Сейчас в город Шлиссельбург проще доехать на автомобиле. И существенно дешевле. У желающих же посетить саму Шлиссельбургскую крепость выбора нет. Здесь вариант один — «первая (и до сих пор единственная) аккредитованная музеем Орешек» паромная переправа. Хотя, похоже, я ошибаюсь. Там, где организуется монополия, всегда возникает более доступная альтернатива. Вот, например.
Что ж, если цены на такого рода услуги окажутся более приемлемыми, то желающие совершить такой «трансфер» наверняка найдутся.
Итак, что же представляет собой город Шлиссельбург? Обратимся сначала к дореволюционным источникам. Например, к весьма популярному в своё время путеводителю В. К. Симанского «Куда ехать на дачу?»:
Шлиссельбургъ (въ просторѣчіи — Шлюшинъ) — уѣздный городъ и бывшая крѣпость С-Пбъ. губ., лежитъ въ 60 в. къ в. отъ столицы, при истокѣ р. Невы изъ Ладожскаго озера. Собственно городъ занимаетъ низменно-песчаный уголъ, образуемый лѣвымъ берегомъ Невы и озеромъ, совершенно открыть холоднымъ вѣтрамъ съ озера, и къ нѣму со стороны материка прилегаютъ болотистыя мѣста; отъ Преображенской же горы, лежащей передъ городомъ, выше по Невъ, спускаются песчаные холмы, упирающіеся подъ городомъ въ плоскій берегъ. Всѣ эти мѣстныя условія дѣлаютъ климатъ весьма сырымъ и неблагопріятнымъ для здоровья. Противъ самаго города на о-ве, въ истокѣ Невы, лежитъ крѣпость; самый островъ низменъ и песчанъ, имѣетъ овальную фигуру, длиною до 200 саж. и шир. до 100 саж. Крѣпость, вмѣстѣ съ безлюднымъ правымъ берегомъ Невы и съ необъятнымъ для глазъ Ладожскимъ озеромъ, придаетъ городу печальный видъ. По срединѣ своей городъ прорѣзывается устьями каналовъ Петра В. и Александра II.
Симанский, Василий Константинович. Куда ехать на дачу? — 2-е изд. — Санкт-Петербург, 1889-1892. — 2 т.
Однако, так ли уж всё печально и нездоро́во? Совсем нет. На старых открытках город выглядит очень привлекательно. А на цветных фотографиях С. М. Прокудина-Горского — так просто великолепно!
Кстати, нынешние дачники совсем, видимо, не разделяют мнение Василия Константиновича Симанского. Берега Староладожского канала и иные живописные места густо застроены. Причём, по всей видимости, людьми далеко не бедными.
Одним из наиболее привлекательных объектов в Шлиссельбурге, несомненно, является Староладожский канал. Канал начал строиться в 1719 году, ещё при Петре Великом. Прорубивший окно в Европу царь Пётр желал вести с ней торговые дела. Водный путь с Волги на Балтику как раз и проходил через Ладожское озеро. Примерно 100 вёрст между устьем Волхова и истоком реки Невы торговые суда вынуждены были проходить по южной части озера. Нередкие штормы губили там множество кораблей и перевозимых ими грузов. На затонувших судах наряду с купеческими товарами часто находились и крайне необходимые грузы для новой строящейся столицы — Санкт-Петербурга. Отчасти, постоянные кораблекрушения являлись следствием несовершенной конструкции самих судов, не приспособленных к таким сложным условиям. Пётр неоднократно призывал строить суда прочные, способные выдерживать не одну сложную навигацию. Но, несмотря даже на довольно крутые меры, применяемые против ослушников царской воли, постройка дешёвых «староманерныхъ судовъ» не прекращалась.
А поэтому крайне необходимо было построить безопасный обходной путь, соединяющий реки Волхов в городе Новая Ладога и Неву у её истока. Длина канала, названного Ладожским, составляла 104 версты или 111 километров, ширина его была от 20 до 25 метров. Впоследствии каналу дали имя Петра Великого, который, собственно, и был инициатором его строительства. Канал изначально проектировался без шлюзов, с глубиной в 7 футов (≈ 2,1 м) ниже уровня Ладожского озера. Но скоро стало понятно, что при проектировании канала совсем забыли про особенности Ладожского озера, такие как циклические изменения его уровня как раз на те самые 7 футов. В итоге получилось, что «при низкомъ уровнѣ озера не будетъ воды въ каналѣ». И канал пришлось запереть конечными шлюзами, расположенными в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. Канал питался водой из рек, а для поддержания постоянного уровня воды с северной стороны были построены водоспуски. Излишняя вода сбрасывалась в Ладожское озеро.
Надо отметить, что в начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. Сейчас канал не используется для судоходства. На многих участках он зарос или пересох, его гидротехнические сооружения частично разрушены.
В Шлиссельбурге есть своя Красная площадь. Можно сказать, она — сердце старого города, самая интересная и привлекательная для посетителей его часть. Интересна она и тем, что разделена каналом на две части. Попасть с одной на другую можно через мост, именуемый Петровским. Южную часть Красной площади украшают несколько православных храмов: Соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь Николая Чудотворца и Казанская часовня. В северной части площади, отделенной от «храмовой» половины Староладожским каналом, располагаются несколько старинных купеческих домов: угловой двухэтажный дом Азначевского, за ним, вдоль улицы Жука, один за другим, ещё несколько каменных домов второй половины XIX века. Энтомологическое название присвоили улице при советской власти, в честь анархиста Иустина Жука, 9 лет отсидевшего в Шлиссельбургской тюрьме. Раньше это был Благовещенский проспект, тянувшийся от моста и до самого Новоладожского канала. Направо от моста — небольшой сквер и памятник в честь С. Л. Владиславича-Рагузинского, дипломата, сподвижника Петра I. Напротив — старинный Гостиный двор и дорога, ведущая на пристань.
Главный храм Шлиссельбурга — Благовещенский собор был возведён в 1764 году, позднее он неоднократно перестраивался. Образцом для него послужил построенный в стиле барокко Петропавловский собор в Петербурге. В советское время (в 1935 г.) храм был закрыт и частично разобран. Сначала внутри храма планировали устроить Дом культуры — обычная для того времени практика. На деле же там был устроен склад. Колокольню приспособили под парашютную вышку ДОСААФ. В период немецкой оккупации храм был открыт для верующих, но сразу после войны его вновь закрыли. Храм сильно пострадал во время боевых действий, в частности, утратил шпиль. Но реставрировать его не стали, а помещения отдали фирме «Мелодия» для производства грампластинок.
Благовещенский собор был возвращён церкви только в 1991 году. Его восстановление ещё полностью не закончено. Также рядом с собором расположены церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная в 1768–1770 годах и часовня Казанской иконы Божией Матери (1845–1847 г.г.). Они тоже перенесли и все несправедливости безбожной советской власти, и тяготы страшной разрушительной войны, но теперь вновь открыты для своих прихожан.
Возле пристани в 1957 году был установлен памятник императору Петру I. Памятник был изготовлен по модели известного скульптора М. М. Антокольского. Памятники по этой же модели устанавливались в различных городах России, например, в Архангельске в 1914 году. Шлиссельбургский же памятник примечателен тем, что он стал первым таковым, установленным при советской власти. До того момента памятники членам царской фамилии в СССР не ставили. Похоже, что памятник давно не мыли, чайки жестоко надругались над ним. Обидно за императора.
Наводит на грустные мысли и полуразрушенный, совсем заброшенный цепной мост. Если срочно не принять меры по его спасению, он неминуемо погибнет. А ведь ещё в середине 80-х он был цел…
Новый, более широкий и более глубокий бесшлюзный канал вдоль южного берега Ладожского озера — Новоладожский, соединяет реки Свирь и Нева. Построен он был всего за 5 лет, с 1861 по 1866 год, практически параллельно обмелевшему к тому времени старому, петровских времён, каналу, но ближе к Ладожскому озеру. При постройке были учтены все допущенные ранее ошибки. До революции канал носил имя Императора Александра II. Канал до сих пор используется для движения судов малого и среднего водоизмещения.
Шлиссельбург — старинный, провинциальный в самом хорошем смысле этого слова, весьма интересный для посещения город. У него есть история. И это очень длинная и богатая история. Сложно рассказать в одной маленькой заметке о всех тех впечатлениях, которые даёт этот город.
Бывает интересно вновь посетить те места, где не был очень долго. Я же был в этом городе ещё в то время, когда он был больше известен, как Петрокрепость. Что-то изменилось к лучшему, что-то — совсем наоборот. Полузаросшие заброшенные каналы, старинные мосты и великолепные храмы, древние камни Шлиссельбурга манят меня. Думаю, что я ещё сюда вернусь.