Врёвское кладбище

Здесь тихо и спокойно, чистый воздух и лёгкая песчаная почва под ногами, здесь много вековых деревьев, здесь сливаются две живописные реки — Луга и Врёвка. Хорошее место, чтобы побродить и подумать о бренности бытия.

Это кладбище на реке Врёвке появилось ещё до того, как Луга стала городом. Когда именно, остаётся только догадываться. Однако, поскольку ещё в XVI веке существовало некое поселение под названием Луское (предшественник нынешней Луги), упоминаемое в писцовых книгах Шелонской пятины, можно предположить, что было и кладбище. Так или иначе, на кладбище есть захоронения начала XVIII столетия.

На Врёвке до недавнего времени хоронили и умерших жителей деревни Шалово. Поэтому мы довольно регулярно посещаем эти места, чтобы побывать на могилках наших родных, близких, да и просто хороших знакомых. Здесь тихо и спокойно, чистый воздух и лёгкая песчаная почва под ногами, здесь много вековых деревьев, здесь сливаются две живописные реки — Луга и Врёвка. Хорошее место, чтобы побродить и подумать о бренности бытия.

Почти сразу за разрушенными воротами кладбища (остался единственный столбик) открывается вид на руины Никольской церкви. Эта церковь — не первая, построенная на врёвском кладбище. Раньше здесь была деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, построенная предположительно в 1709 году.

Здесь были кладбищенские ворота. Остался один столбик.
Здесь были кладбищенские ворота. Остался один столбик.
Руины Никольской церкви.
Руины Никольской церкви.
Въезд на кладбище.
Въезд на кладбище.
Бывшая центральная аллея кладбища.
Бывшая центральная аллея кладбища.
На территории кладбища множество старых деревьев.
На территории кладбища множество старых деревьев.

Деревянный врёвский храм до 30-х годов прошлого столетия находился близ места слияния рек Врёвки и Луги, на возвышении. Здесь же  и самая старая часть кладбища. Туда ведёт сохранившаяся главная аллея, вдоль которой множество очень старых деревьев. Некоторые из них нехарактерны для лужских краёв, например, платаны. Видимо, были посажены специально. И очень давно.

То, как выглядел старый деревянный никольский храм, можно увидеть на старых дореволюционных открытках и немногих сохранившихся фотографиях тех лет. Любопытно, что на этих открытках, а также в некоторых тогдашних документах кладбище указывается, как Мрёвское. А река — соответственно Мрёвка. Остроумно, ничего не скажешь… Местность напротив кладбища, на противоположном берегу реки, до сих пор известна, как Некрасовская дача. По фамилии настоятеля церкви Виссариона Некрасова, жившего тут.

Каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца была построена в 1908 — 1910 годах на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы богатого лужского купца и благотворителя. В 1912 году она была освящена, а спустя 5 лет закрыта. Интересно, что старую, деревянную Никольскую церковь планировалось перенести на Лысую гору. Однако первая мировая война и случившаяся в ходе её пролетарская революция помешали осуществлению этих планов.

Руины никольской церкви до сих пор возвышаются по левую сторону главной аллеи кладбища. Кто же разрушил этот некогда великолепный храм? В советские годы самым популярным ответом на этот вопрос было — «в годы войны взорвали немцы». На самом деле закрытый после революции Никольский храм был взорван ещё в 1934 году с целью получить кирпич для строительных нужд. Но храм оказался крепче, чем ожидалось.

Первая, деревянная Никольская церковь. Фрагмент открытки начала XX века.
Первая, деревянная Никольская церковь. Фрагмент открытки начала XX века.
Каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Фрагмент старой открытки.
Каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Фрагмент старой открытки.

Врёвское — вероятно, самое старое кладбище в ближайших окрестностях Луги. Сохранилось немало очень и очень старых захоронений. Здесь и изящной работы литые и кованые кресты на, большей частью, уже безымянных могилах. И когда-то богатые, а ныне обветшавшие и несколько раз разворованные семейные купеческие склепы. Очень старые, покрытые лишайниками, растрескавшиеся от времени надгробные плиты и памятники. На некоторых из них ещё можно прочитать имена похороненных. Изучающим историю лужских мест многие из этих имён знакомы. Здесь же и жертвы революции.

Совсем запущенные древние бесхозные захоронения постепенно замещаются новыми. Возникают свалки, разрушаются столетние памятники. Но некоторые могилы, в которых похоронены люди известные, отечеству «верно и нелицемерно служившие, не щадя живота своего», всё же восстанавливаются местными активистами. Это правильно. Такие могилы не должны быть безымянными. Прочитав на кресте имя похороненного, многие захотят узнать о нём больше. Как он жил, что сделал хорошего, как умер. Чтить людей достойных, честно проживших свою жизнь, пусть даже незнакомых — это нормально. Пренебрежительно относиться к умершим — плохо. Все мы рано или поздно окажемся на их месте.

Старинный склеп.
Старинный склеп.
Ещё один склеп. Он каменный.
Ещё один склеп. Он каменный.
Старый крест на безымянной могиле.
Старый крест на безымянной могиле.
А от этого склепа остался один каркас.
А от этого склепа остался один каркас.
Здесь же покоится некий Николай Спиридонович Завьялов.
Здесь же покоится некий Николай Спиридонович Завьялов.
А эта могилка больше не безымянная. Стараниями лужских краеведов.
А эта могилка больше не безымянная. Стараниями лужских краеведов.

И ещё. На любопытный материал я наткнулся, изучая старые печатные издания. Это как раз на тему непочтительного отношения к умершим. В газете «Новое время» за №9132 от 20.08.1901 года была помещена статья под заголовком «Памяти христолюбивых воинов». В ней автор выражает сожаление о том, что могила на врёвском кладбище в Луге, где похоронены около 1000 умерших от болезней военнослужащих содержится в ненадлежащем состоянии — «…хочется сказать о могилѣ, въ которой погребено свыше 1000 христолюбивыхъ воиновъ, жертвъ 1854 и 1855 годовъ… …грустно до боли, какъ будто здѣсь покоится прахъ не героевъ, а какихъ-то идолопоклонниковъ — враговъ рода человѣческаго…». Вполне справедливое сожаление. Интересна и последующая, от 31.08.1901 г. статья с фотографией того самого места.

Да, всё верно. Такое отношение к умершим возмущает. Нет даже креста. Но вспыхнувшая в 1854 -1855 годах эпидемия едва ли позволяла сделать что-то большее.

Однако газетная фотография даёт нам представление о том, как выглядело кладбище 122 года назад. Дорожка имела деревянные мостки. Пространство направо от центральной аллеи свободно. Довольно чисто, ухожено. Видно, что за кладбищем следили. Склеп в левой части снимка сохранился до наших дней. А вот на месте «могилы 1000 христолюбивых воинов» давно уже другие захоронения.

Могила тысячи нижних чинов. Фото из газеты "Новое Время" от 31.08.1901 г.
Могила тысячи нижних чинов. Фото из газеты «Новое Время» от 31.08.1901 г.

Такие старинные, имеющие историю кладбища мы посещаем не только за тем, чтобы поклониться родным могилам. Вся здешняя обстановка — и живописная природа, и величественные руины храма, и полуразрушенные временем могилы живших когда-то давно людей заставляют забыть о нашей повседневной суете и мелочных проблемах. Мы начинаем мыслить иначе. И начинает хотеться прожить достойно и с пользой то время, которое нам ещё отпущено. Никто не бессмертен. Но, как получится…

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 107