Лебедевская дорога
Лебедевская дорога — узкая лесная дорога, которая некогда соединяла деревню с Динабургским (ныне Ленинградским) шоссе. Названа так по имени здешнего помещика Василия Дмитриевича Лебедева, усадьба которого располагалась рядом с дорогой. Усадьба была богатой, красивой, в три этажа, с бассейном и фонтаном, садом, конюшней, различными хозяйственными постройками. После революции, усадьба была, естественно, экспроприирована победившим пролетариатом. Позже там был устроен санаторий для трудящихся, а в годы войны во время наступления Красной армии усадьба была взорвана, предположительно, немцами. Территория усадьбы в послевоенное время использовалась в качестве подсобного хозяйства детского дома. Название «Подсобное» затем надолго приклеилось к этому месту. Вплоть до 90-х ещё еще сохранялись остатки всего этого былого великолепия — старая, красного кирпича, барская конюшня, оранжерея, остатки фонтана, старые, одичалые яблони. В детстве нас привлекал пруд с замечательными зелёными лягушками. Там же мы ловили лучших во всей деревне тритонов. Но особенно манили нас подземные «галереи», служившие когда-то для питания фонтана, мы тогда воображали, что там хранились несметные сокровища. Предусмотрительные взрослые, узнав о нашем интересе, пресекли все наши попытки кладоискательства, завалив входы в эти таинственные подземелья тяжёлыми валунами. Да и сами мы побаивались туда лазать, хоть пионеры и должны были расти смелыми, но мало ли что…. Теперь все свидетельства богатого прошлого этих мест навсегда погребены под сплошным «слоем» тесно расположенных дачных участков. Сохранилась лишь, и то частично, старинная липовая аллея да несколько старых дубов. Сама Лебедевская дорога, кстати, во время войны была вымощена бревнами. Прошло более, чем семь десятков лет с тех пор, дорога неоднократно засыпалась гравием, щебёнкой и асфальтировалась, но асфальт раскрошился, гравий смыли дожди и тающий снег, а брёвна еще кое-где видны.
Остров
По дороге на Зеленое озеро, если идти от деревни через лес, забирая влево, есть большая поляна, окруженная соснами. Поляну эту называли Островом. Вероятно потому, что она и была неким таким островом посреди леса, а может быть по какой-то другой причине. В Остров часто гоняли на выпас коров, трава там была отменная. Коров тогда в деревне было много, два стада. Стада эти, как это часто бывает, друг к другу относились очень недружелюбно, поэтому их старались пасти в разных местах и на порядочном расстоянии одно от другого. Коровы выедали траву, а заодно и молодую поросль, тем самым поддерживая четкие границы Острова. По периметру поляны всегда было много земляники, а по осени рыжиков и маслят. Сейчас Остров медленно, но неотвратимо поглощается лесом.
Белая дорога
Белая дорога — еще одна лесная дорога, ведущая к Сосовскому озеру. Давным-давно, в шестидесятые годы прошлого столетия, она была покрыта белым щебнем, что и дало ей название. Дачники, в большинстве своём, упорно называли и называют ее желтой дорогой. Спорить не стану, это кому как видится. Мне посчастливилось впервые увидеть её именно белой. Почти белой. Щебень со временем вкатали в грунт, затем засыпали дорогу гравием, осталось одно название, да и то уже, наверное, никто не помнит. Сейчас дорога ведёт к карьеру с великолепным белоснежным песком, который начал активно осваиваться ещё в середине 70-х и даже построили шоссе для вывоза песка. До этих лет раскопки были незначительными, а на месте сегодняшнего котлована была довольно высокая песчаная гора, по краям которой мы собирали грибы, места изобиловали белыми, красными и волнушками. С 90-х годов прошлого столетия песок стали вывозить ещё интенсивнее и к нашим дням от песчаной горы не осталось и следа.
Дорога существовала очень давно. До Октябрьской революции она вела в деревни Малые и Большие Изори на другой стороне реки, через Лугу была обустроена паромная переправа. И называлась дорога тогда, опять же со слов старейших жителей деревни, Изорской. В предвоенные годы ниже по течению Луги, примерно в полукилометре от заброшенной паромной переправы, был построен деревянный мост. Опоры этого моста до сих пор видны. А начиналась дорога в конце деревни, отходя круто вправо от главной деревенской улицы. Эта часть Изорской дороги и сейчас сохранилась, она проходит по территории бывшего пионерлагеря «Изумруд».