Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его — шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13.
Последняя книга Нового Завета в Библии — «Откровение Иоанна Богослова», известная, как «Апокалипсис», c глубокой древности вызывала, и по сию пору вызывает в народе повышенный интерес. Часто нездоровый. «Откровения» породили множество комментариев и толкований, в большинстве своём довольно абсурдных. А рассуждения о том, что может скрываться под числом 666, вообще не утихали никогда. Очень многие полагали и полагают сейчас, что эти три шестёрки — зашифрованное имя зверя. Ведь сказано «…или имя зверя, или число имени его»!
Исследователи библии, пытаясь раскодировать истинное имя врага человеческого, применяли различные нумерологические практики. Например изопсефию, складывая числовые значения букв слова для нахождения итоговой его суммы. У евреев в Каббале подобная методика называлась гематрией. Её тоже активно использовали. Результаты оказывались вполне ожидаемыми, злодеем в своё время оказывался и гонитель христиан Нерон, и Тит Флавий Домициан, и Наполеон Бонопарт, и Ленин. Вот пример современных изысканий в этой области. Не думаю, что следует относиться к подобным выводам всерьёз. Так, путём последовательности несложных преобразований можно привести имя любого негодяя, или даже не негодяя, а в общем-то ни в чём не повинного человека к искомому числу. К примеру, сложить шестнадцатеричные коды символов такого имени (в UTF-16), полученное число сдвинуть вправо на 3 бита и отнять десятичное 13 (опять же — очень интересное число!) — то получится 666! Причём всегда можно вполне убедительно обосновать каждое действие.
Кстати, «многозначительные» совпадения можно обнаружить буквально на каждом шагу. Вот, например, сумма всех чисел на рулетке, от 1 до 36 — именно 666. Удивительно, да? Азартные игры — они от дьявола, это точно. А если число зверя написать римскими цифрами, то получится нисходящая последовательность: DCLXVI, или 500+100+50+10+5+1=666.
Число 666 имеет зловещее значение лишь у христиан, а таковых — только треть от всего населения Земли. Остальные две трети (66.6%) даже не подозревают о грядущих кознях врага человеческого. У китайцев 666 — счастливое число. А вот мусульманам число 666 абсолютно безразлично, как и все другие числа.
Множество учёных мужей пытались разгадать секрет числа Зверя. В их числе и богословы, и философы, и математики. Анализировал Священное Писание даже Фридрих Энгельс, один из основоположников марксизма. Не меньшее количество скептиков пытались всё это опровергнуть.
Так, наш, в какой-то степени, земляк (сидел в Шлиссельбургской тюрьме) Н. А. Морозов написал презабавнейшую книжку «Откровение о грозе и буре». В ней он попытался определить дату написания «Апокалипсиса», основываясь на астрономических расчётах. Учёный пришел к выводу, что текст написан на 300 лет позже его общепринятой исторической датировки. А авторство «Откровений» он приписал архиепископу Константинопольскому Иоанну Златоусту, жившему как раз в это время. Причиной же, побудившей автора описать свои видения Морозов назвал грозу, разразившуюся над островом Патмос в Эгейском море, и сопутствующие ей атмосферные явления.
В вопросах авторства «Апокалипсиса» учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Однако, несостоятельность теории Морозова была доказана множеством специалистов. Но книжка, тем не менее, весьма любопытная.
Апокалиптическая тема весьма популярна в искусстве. Многие живописцы посвящали ей свои произведения — Дюрер, Жан Дюве, Уильям Блейк, Васнецов. Про Зверя снимались фильмы, многие, такие как «Омен» — весьма успешные. Не обошли стороной апокалипсис и музыканты. Пример — известный всем альбом «The Number of the Beast» 1981 года от британской группы с холодящим душу названием Iron Maiden. Поначалу альбом был встречен резко негативно приверженцами «духовных ценностей», а тур в поддержку альбома сопровождался множественными протестами. Позже, остыв и разобравшись, и не найдя в творчестве музыкантов никакого богохульства, альбом признали одним из величайших в истории современной музыки. Очень немногие сейчас вспомнят, что к теме апокалипсиса обращалась и довольно популярная в 70-х греческая группа Aphrodite’s Child. Кстати нисколько не «металлическая». Они в 1979 году выпустили альбом «666 (The Apocalypse of John, 13/18)». А вокалистом в этой группе был небезызвестный и весьма почитаемый ценителями духовных скреп Демис Руссос.
Очевидно, что «Откровение» и сейчас не даёт покоя людям. В мире происходит много чего негативного и при том часто совершенно необъяснимого. Это не может не тревожить. В последние годы эта тревога только усилилась. Ощущение возможного конца света всё время не покидает нас. Действительно, в «Откровении», и в нашей сегодняшней жизнью можно найти множество будоражащих душу аналогий. И, должно быть, человечество действительно подошло к опасной черте.
Так как же быть с этим самым зверским числом? Во всяком случае, не следует слишком буквально понимать всё то, что содержится и в том же «Откровении», и в других сочинениях ранних христианских авторов. Здесь очень много символизма — недосказанности, намёков. Думаю, вряд ли стоит трепетать перед числом 666, хотя сам я, при всём моём скептицизме, предпочитаю его сторониться. В отличие от предсказаний многочисленных нострадамусов и ванг, пророчества Иоанна всё же полезно принять к сведению. Всё-таки что-то они знали такое, чего мы не знаем. А ещё, если вспомнить стих 18 главы 13 Откровения Иоанна Богослова, там есть такие слова:
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя…
Бог наделил людей разумом, величайшим даром, который он только мог нам дать. Но далеко не все желают им пользоваться, довольствуясь спинномозговыми рефлексами и предпочитая, чтобы кто-нибудь другой думал за них. Не подвергая ни малейшему сомнению и полностью доверяясь таким вот думающим на «благо» всех. Люди одолеваемы теми же страстями и совершают те же ошибки, что и две тысячи лет назад. От этого и множество бед на нашей грешной планете. Отчасти от этого и ощущение бесперспективности нашего бытия.
Не ищите в этом моём немного бестолковом опусе какого-то особого, глубокого смысла. Это просто мои мысли, очень грустные мысли, не более того.