Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен на западном берегу Череменецкого озера, на северной оконечности довольно крупного по здешним меркам полуострова. До второй половины XIX века место, где находился монастырь, было отдельным небольшим островом, и на него можно было попасть только на лодке. Или на каком-то ином плавсредстве. Позже от берега к Монастырскому острову насыпали перемычку, благодаря которой появилась возможность добраться до монастыря посуху. Однако, в отдельные годы весной, когда уровень воды в озере повышается, обитель оказывается отрезанной от суши.
Когда был основан монастырь, точно не известно. Однако, можно с уверенностью считать, что это произошло не позднее начала XVI века. Многие сохранившиеся письменные источники этого периода содержат упоминания о Черменском (Череменецком) монастыре. В часто цитируемой переписной книге Водской пятины 1500 года (сам Череменец относится к Шелонской пятине), например, отмечалось, что «въ великого князя деревнѣ въ оброчной въ Сырцѣ … да зъ Богословскимъ манастыремъ съ Черменца … сѣют ржы четыре коробьи, а сѣна косятъ десять копенъ …». Но во всех этих документах отсутствуют какие-либо более точные сведения.
Официальной датой основания монастыря считают 1478 год. Как и у многих других святых мест, у этой обители имеется своё предание. Однажды некоему крестьянину Моке́ю (или Мо́кию), жителю деревни Русыня (далеко ж его занесло!), на одном из островов Череменецкого озера якобы посчастливилось найти икону святого апостола Иоанна Богослова. Царь и Великий князь Иоанн III, прознавший об этой находке, приказал основать на острове монастырь. Но всё это — лишь легенда, передаваемая из поколения в поколение. Можно только предположить, что возникновение обители относится к концу XV века. Но очень вероятно, что и гораздо раньше.
Монастырь был заштатным, государством не финансировался. Содержание его складывалось за счет принадлежавших ему деревень и земель в трёх погостах: Дремяцком, Петровском, Передольском. А также, благодаря приношениям богомольцев и частным пожертвованиям. А ещё монахи промышляли рыбной ловлей на озере.
За более, чем 500 лет своего существования Череменецкий монастырь пережил немало. В 1580 году он был «зженъ и воеванъ от литовскихъ людей«. Монахи монастыря были убиты, оставшиеся в живых — пленены. Кельи были сожжены. Однако храмы и некоторые монастырские строения сохранились.
И уж совершенно неожиданно в самом конце XVII столетия монастырь потерпел разорение от «коллег» — Вяжищкого Новгородского монастыря, архимандрит коего «изъ Богословскаго монастыря казну денежную, и всякiя письма и крѣпости, и хлѣбъ въ винокурни къ себѣ въ Вяжитскiй монастырь вывезъ, и лошадей, и того скота много распродалъ, и деньги къ себѣ взялъ, и забралъ къ себѣ того монастыря крестьянъ». Причиной послужила кляуза старцев Симона и Прохора из Вяжищкого монастыря Новгородскому митрополиту Корнилию. Воспользовавшись случаем, честолюбивый настоятель Николо-Вяжищского монастыря попытался подчинить себе Богословский монастырь. Московский патриарх, однако, восстановил справедливость, Череменецкий монастырь остался самостоятельным. Правда, похищенное имущество так и не было возвращено.
Но наибольший урон обители был нанесён уже в ХХ столетии, в годы советской власти. Монастырь, как минимум дважды подвергался разграблению (реквизиции) в 20-е годы прошлого столетия. В 30-е годы Череменецкий монастырь был окончательно закрыт, монахи арестованы. Во время войны почти все строения монастыря уцелели, хотя и пострадали от обстрелов. И, уже в мирное послевоенное время, по прихоти какого-то нечестивого советско-партийного чиновника Иоанно-Богословский собор был разрушен. В период с середины 60-х и до 80-х годов прошлого столетия на монастырском острове находилась турбаза. Около десяти лет назад здание Иоанно-Богословского собора было отстроено заново.
Монастырь привлекает очень много людей. Это и верующие, это и те, кто желает просто увидеть это удивительное по красоте место. Приезжают сюда, в том числе, и издалека, за сотни километров. А от центра Луги до монастыря всего полчаса езды на автомобиле. Дорога, хоть местами и не очень гладкая, зато проходит по весьма живописной местности. Приятно оказаться в местах, по которым колесил ещё в далёкие 90-е годы! Вот и деревня Госткино, знакомая дорога уходит вправо через поля, вдоль озера. Но нам на этот раз налево, к монастырю.
Дорогу на Монастырский остров преграждает шлагбаум. Здесь же кажущийся необитаемым вагончик, рядом собачья конура. Но, стоит приблизиться, как в вагончике распахивается окошко, а из будки, зевая, вылезает собака. Встречают гостей здесь приветливо, сторож укажет, как проехать на стоянку, а монастырская собака дружелюбно помашет хвостом.
Въезжаем на территорию монастыря через ворота, сразу же направо довольно просторная стоянка с чудесным видом на озеро. Похоже, мы первые посетители в этот тёплый солнечный день. На самом краю стоянки — монастырская лавка. Не отказываем себе в удовольствии приобрести знаменитый череменецкий хлеб и свежую выпечку для детей. А также сыр двух видов, который здесь же и производится, и мёд с монастырской пасеки. Попутно узнаём много интересного о хозяйстве монастыря.
Сам остров совсем невелик, меньше, чем 300 метров в диаметре. Казалось бы, обойти его вокруг не займёт много времени. Но буквально везде нас окружает многовековая история этих мест, хочется заглянуть в каждый закоулок острова, прикоснуться к каждому камню, к каждому дереву. А деревьев здесь много, и самых разных. Тут и дубы, и ясени, и вязы, тут и огромные лиственницы, а также туи, есть и плодовые деревья.
Восхищают старые, многовековые деревья-исполины, находящиеся в восточной части острова. Многие из них уже доживают свой век, но многие ещё крепки. Так, возраст одного из дубов, растущих на острове, по оценкам дендрологов, не менее четырёх с половиной веков. Некоторые утверждают, что и гораздо больше.
Главная святыня Череменецкого монастыря — явленная икона Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, одна из самых древних и чтимых святынь Санкт-Петербургской епархии. Икона большая, примерно 1.2 м шириной и 1.6 м высотой. Изображение евангелиста окружают 18 квадратиков со сценами из его жизни.
Икона была найдена, как гласит предание, не на Монастырском острове, а несколько южнее, в местности, известной ранее, как Деревенец. На месте обретения святыни в 1905 году была построена и освящена часовня. До наших дней часовня не дожила.
В монастыре два храма, оба находятся на высоком насыпном холме посередине острова. Иоанно-Богословский собор, он считается главным, был построен ещё в XVI веке из белого известняка. Ещё недавно на его месте были руины. Сейчас он воссоздан в его изначальном виде. Рядом с ним — небольшая приземистая церковь Преображения Господня, она была построена в 1707 году, до неё на этом месте находилась деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В самой Луге до недавнего времени существовал дом Череменецкого монастыря, самый старый деревянный дом из сохранившихся в городе. Памятник нашей истории. До революции дом использовался, как монастырское подворье. Он пережил все потрясения ХХ века, но не пережил наплевательского к нему отношения местных властей.
Когда-то на Моховой улице в Санкт-Петербурге находилась часовня св. Иоанна Богослова Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. Построенная в 1863 — 1865 годах на средства купца Тимофея Осиповича Туранова, она вплотную примыкала к купеческому дому. При советской власти часовня была закрыта. В 1931 году её перестроили под жилье. Ещё один памятник, который мы потеряли.
Ещё одна интересная достопримечательность обители — каменное сооружение, находящееся на холме возле храмов. Это склеп, выстроенный в XIX веке над могилой Аграфены Фёдоровны Половцовой (урожденной Татищевой), матери Александра Александровича Половцова, последнего владельца усадьбы Рапти. Усадьба располагалась в 5 километрах севернее на противоложном берегу Череменецкого озера. Половцев открыл между монастырём и Рапти пароходное сообщение, в том числе и для того, чтобы чаще бывать на могиле матери. Склеп вовсе не мраморный, как утверждается большинством источников. Материал этого сооружения, на мой взгляд, более всего похож на песчаник.
На монастырском кладбище находили упокоение многие лужские дворяне: Елагины, Неплюевы, Назимовы, Базанины, Херасковы, Сукины, многие другие. В советское время кладбище, как и сам монастырь, было разорено и разворовано. Но некоторые памятники всё же уцелели.
Например, надгробная плита действительного статского советника, председателя новгородской казённой палаты Муравьёва Александра Артамоновича. Она и уцелела-то, может быть, только потому, что покойный был сыном декабриста Александра Захарьевича Муравьёва.
Здесь же наполовину разбитый памятник генералу-лейтенанту, действительному статскому советнику Александру Петровичу Квашнину-Самарину, представителю древнего русского дворянского рода.
На Монастырском острове похоронен и русский военный и государственный деятель Егор Карлович фон Лоде, плац-майор, коллежский советник, владелец усадьбы Наволок на Череменецком озере.
На острове много хозяйственных построек. Многие из них — очень старые, добротно выстроенные. Большинство таких строений сложены из камня и потому имеют очень живописный вид. Конечно, за многие годы эти постройки неоднократно ремонтировались, перестраивались. Здесь соседствуют современная кирпичная и историческая бутовая кладка, массивные деревянные конструкции и пластиковые окна. И кровля большей частью современная. Здесь на каждом шагу — история, но история живая, бережно хранимая. Это радует и даёт надежду на то, что и в будущем вся эта красота сохранится.
И, конечно же, восхитительная лужская природа вокруг! Великолепные золочёные купола церквей, и зелёные кроны вековых деревьев, всё здесь органично сочетается в единую незабываемую картину! Посещение монастыря дарит невероятные, сказочные впечатления, время, проведённое здесь, полетает незаметно. Думаю, мы вернёмся в эти места ещё не раз!