Исаакиевский собор

Санкт-Петербург — один из красивейших городов на планете, и здесь есть, на что посмотреть. А посмотреть на Исаакиевский собор стоит непременно. Этот собор — крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге и второй по величине в России.

Санкт-Петербург — один из красивейших городов на планете, и здесь есть, на что посмотреть. А посмотреть на Исаакиевский собор стоит непременно. Это грандиозное строение — крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге и второй по величине храм в России. Уступает в размерах он только Храму Христа Спасителя, однако Исаакиевский миновала печальная судьба московского храма, он сохранился в своём изначальном, подлинном виде. Поэтому можно считать, что Исаакиевский собор — крупнейший из сохранившихся в нашей стране. А история его длинна и загадочна.

Удивительно, но некоторые люди совершенно искренне полагают, что собор назван так по имени того самого несчастного Исаака, чуть было не зарезанного ветхозаветным Авраамом. Нет, это не так! Храм возведён в честь преподобного Исаакия Далматского, раннехристианского монаха-отшельника из Константинополя. В день памяти святого родился царь Пётр I, этот факт и послужил поводом для постройки первой деревянной Исаакиевской церкви в 1710 году.

Вид первой Исаакиевской церкви.
Вид первой Исаакиевской церкви.

Но эта церковь была мала, и построена она была слишком близко к реке, и по причине сырости быстро пришла в негодность. И вот на её месте была построена вторая, уже каменная Исаакиевская церковь. В 1717 году сам царь Пётр собственноручно заложил первый камень в основание нового храма. Церковь строилась долго и трудно, архитекторы сменяли один другого.

Своим обликом она была чем-то сходна с Петропавловским собором. Похожая колокольня, только поменьше, с часами-курантами и шпилем, увенчанном флюгером. В 1733 году от удара молнии колокольня сгорела, а двумя годами спустя молния снова нанесла церкви серьёзный урон. Храм вновь восстановили, но стало очевидно, что ему, вследствие близости к реке и нестабильности грунта требуется куда бо́льшие исправления, вплоть до полной перестройки.

И тремя десятками лет позже, уже при Екатерине Великой, было заложено третье здание — но уже на другом месте, дальше от берега Невы. И этот храм строился так же долго, как и предыдущий. От задуманного итальянцем Антонио Ринальди пятиглавого храма с высокой колокольней был возведён лишь цоколь, после смерти Екатерины II строительство остановилось, а сам архитектор вынужден был покинуть Россию.

Вступивший на престол Павел I потребовал срочно завершить работу. Но денег не дал. Придворный архитектор императора итальянец Винченцо Бренна из-за нехватки денег вынужден был сильно упростить проект, и построенный храм не имел ничего общего с великолепной задумкой Ринальди. Собор получился приземистым, непропорциональным, с совершенно нелепым сочетанием роскошного мраморного цоколя и голых кирпичных стен.

Такое странное сооружение не могло не вызвать критики и даже откровенных насмешек современников. Распространялись довольно обидные стишки. Его Императорское Высочество Государь Великий князь Павел I Петрович, обладавший необыкновенной проницательностью, узрел в строках «Се памятник двух царств…» признаки неуважения к власти. Сравнение великолепного мраморного основания, построенного ещё при царствовании Екатерины и аляповатого простецкого верха собора было явно не в пользу Павла I. Самодержец велел отыскать и строго наказать дерзких. Что и было исполнено. Тем не менее, собору это никак не помогло и, уже при новом царе, было принято решение строить четвёртый по счёту храм. Тот самый, который стоит здесь и поныне.

Изображение Исаакиевского собора из книги "Планы С.Петербурга въ 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годахъ...", 1853 г.
Изображение Исаакиевского собора из книги «Планы С.Петербурга въ 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годахъ…», 1853 г.

Автором проекта четвёртого собора, который планировали построить на месте злополучного третьего, и которому была уготована роль главной православной святыни империи, стал молодой на тот момент архитектор Огюст Монферран. Храм строился долгих 40 лет. Глядя на величественные колонны собора, на огромный золочёный купол, и представляя себе строительные технологии тех лет, начинаешь понимать, почему так долго.

Собор со стороны Малой Морской улицы.
Собор со стороны Малой Морской улицы.
Собор со стороны Адмиралтейского проспекта.
Собор со стороны Адмиралтейского проспекта.
Величественные колонны Исаакиевского собора.
Величественные колонны Исаакиевского собора.
Вид на собор с Исаакиевской площади.
Вид на собор с Исаакиевской площади.
Вид на собор и памятник Николаю I.
Вид на собор и памятник Николаю I.

Исаакиевский собор так же великолепен внутри, как и снаружи. Большинство изображений в его интерьере выполнены в мозаичной технике, трудоёмкой, дорогой, но долговечной и более устойчивой к высокой влажности по сравнению с масляной росписью. Для отделки внутреннего убранства кроме смальты (мозаичного стекла) широко использовались также полудрагоценные камни: мрамор, яшма, малахит, лазурит, карельский кварцит.

Для отделки интерьеров были приглашены известные русские мастера, среди них художники — Карл Брюлов, Фёдор Бруни, Иван Шаповалов, Иван Бурухин. Скульпторы — Пётр Клодт и Николай Пименов. Витраж главного алтаря был изготовлен в Мюнхене, на Королевской фарфоровой мануфактуре.

Интерьер собора.
Интерьер собора.
Вид на главный иконостас.
Вид на главный иконостас.
Внутри всегда людно.
Внутри всегда людно.
Купол Исаакиевского собора.
Купол Исаакиевского собора.
Роскошный декор главного иконостаса.
Роскошный декор главного иконостаса.

Храм оказался самым дорогим в Европе. Казне он обошёлся более, чем в 23 миллиона рублей ассигнациями и серебром. К слову, сопоставимый по величине Троице-Измайловский собор стоил в восемь раз меньше. Только для покрытия центрального купола израсходовали 100 килограммов сусального золота. А для внутренней отделки и того больше. И, без всякого сомнения, часть денег была просто разворована, как же без этого?

В 1858 году Исаакиевский собор в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи был наконец торжественно освящён. Утверждается, что возведение этого грандиозного храма стоило жизни 100000 рабочих. Это примерно четверть от всех занятых на строительных работах. Достоверность этих данных вызывает очень большие сомнения. Такие утверждения противоречат всякому здравому смыслу. Вероятно, что и количество строителей, и число умерших от болезней, несчастных случаев и т. п. как минимум на порядок меньше. Однако собору принёс в жертву свою жизнь сам его создатель — Монферран. Начав работы молодым, вскоре после освящения храма он умер. От старости.

Размеры храма впечатляют — в высоту он достигает 102, а  в длину 111 метров. Ширина собора — почти 98 метров. Диаметр центрального купола составляет без малого 26 метров. Вокруг барабана купола располагается ряд колонн, связанных горизонтальным перекрытием — колоннада. Она включает 24 колонны, весом по  67 тонн каждая. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 42-х метров над поверхностью земли. Здесь же располагается смотровая площадка.

С площадки открывается потрясающая панорама исторического центра города, как говорится, с высоты птичьего полета. Чтобы обозреть Санкт-Петербург с такой высоты, приходится терпеливо преодолевать 211 ступенек по внутренней винтовой каменной лестнице до крыши собора. Очень местами тесной. А потом ещё 51 ступеньку по металлической лестнице до смотровой площадки. Всего 262 ступеньки. Но оно того стоит!

В первые годы советской власти храм всё ещё действовал, однако все церковные ценности были изъяты. А в 1931 году в соборе был открыт антирелигиозный музей. Одним из экспонатов тогда стал подвешенный к куполу собора 98-метровый маятник Фуко, наглядно демонстрирующий факт вращения Земли вокруг своей оси. Но к этому времени уже никто и не сомневался, что «всё-таки она вертится». И за подобные утверждения уже давно не сжигали на кострах. А вот за веру частенько в те годы отправляли в лагеря или ещё хуже… Маятник провисел до 1986 года.

Сейчас Исаакиевский собор всё ещё считается музеем. Не антирелигиозным, но музеем. С недавнего времени в нём совершаются и богослужения. Но по сути получается, что он и музей — не музей, и храм — не храм. Есть много сторонников передачи собора церкви. Но столько же и противников. По моему мнению, храм надо вернуть верующим. Для них он и строился. А то как-то странно бывает наблюдать посетителей, селфящихся на фоне православных икон.

В том или ином качестве Исаакиевский собор является одним из узнаваемых  символов Петербурга. Как и Адмиралтейство, как и Медный всадник. Как Ленин на броневике.

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 188