Грибы
Ну кто не любит собирать грибы? В России, думаю, это одно из самых массовых увлечений. А придя домой с полной корзиной великолепных боровиков, подосиновиков, груздей, разве не хочется как-то запечатлеть всю эту красоту? Чтобы любоваться самому, вспоминая благодатную грибную пору, чтобы поделиться с другими. Сейчас это сделать просто, у каждого в кармане лежит смартфон. И любой может сделать мало-мальски приличный снимок. А вот 100 лет назад всего этого не было. Но всегда были мастерство и вдохновение, благодаря которым из под кисти живописца выходили настоящие шедевры. И очень интересно порассуждать о том, какое же значение имели и имеют грибы в живописи, русской и мировой.
Русский художник Иван Лаврентьевич Горохов создал за свою жизнь около 600 интереснейших произведений, большей частью посвященных деревенской жизни. В том числе и этот великолепный натюрморт.
Петербуржец Илья Савич Галкин больше известен, как портретист, писавший, в том числе, и членов российской императорской фамилии. Но, как видно, и грибная тема не была ему чужда.
Сергей Семёнович Егорнов был весьма разносторонним мастером. Он писал и пейзажи, и портреты, а также жанровые и исторические картины. И даже иконы. А, судя по сохранившемуся до наших дней полотну, он ещё был и большим любителем грибной охоты.
Практически неизвестный сейчас русский художник конца XIX столетия Пётр Иванович Истрин написал очень интересный натюрморт с боровичками и мухомором. Жаль, что многие замечательные мастера прошлого и позапрошлого веков совершенно незнакомы широкой публике. Их полотна не представлены в музеях, а большей частью осели в частных коллекциях, периодически всплывая на аукционах.
Иван Трофимович (Ян Фомич) Хруцкий — белорусский живописец с польскими корнями, академик Императорской Академии художеств. Хруцкий писал замечательные пейзажи, портреты, жанровые сцены. Но больше известен он как мастер натюрморта.
Почти неизвестный сейчас русский художник и график Леонид Владимирович Куклин за свою недолгую жизнь создал немало интересных произведений. В своё время он был довольно известен, как книжный иллюстратор. Грибная тема, как видно, его тоже интересовала.
Николай Николаевич Рябинин, ученик И. Е. Репина, писал пейзажи, портреты, жанровые и исторические картины. А также натюрморты. В том числе и с грибами.
Ну как же не упомянуть великого Шишкина! Им написано множество полотен, на которых изображён русский лес. Грибы и грибники тоже нередки в его творчестве.
А вот к картине, подписанной «В. Степанова» возникает множество вопросов. Ужель та самая Варвара Фёдоровна Степанова, «амазонка русского авангарда», конструктивист, пропагандист так называемого «производственного искусства»? Что-то не очень похоже… Но вполне может быть. В пользу этого предположения говорит то, что картина выставлялась Московским товариществом художников, в котором участвовали многие представители авангардного движения. Вот такая непростая задачка для знатоков живописи.
И, конечно же, пара малоизвестных полотен знаменитого русского живописца, мастера пейзажа Ефима Ефимовича Волкова. Видимо, художник был ещё и заядлым грибником!
Два натюрморта с грибами. Первый принадлежит кисти русско-советского художника Ильи Ивановича Машкова. Другой — его сотоварищу по «Бубновому валету» (творческому объединению раннего авангарда) Петру Кончаловскому.
Малоизвестный, но очень интересный томский художник Александр-Вильгельм Иванович Лукин, ученик известного передвижника А. А. Киселёва, писал в том числе и неплохие, по оценкам искусствоведов, натюрморты. На одном из них изображены белые грибы, на другом — строчки. Хотя картина имеет название — «Сморчки». Достаточно обширная коллекция картин Лукина хранится в Томском областном художественном музее.
Академик Императорской Академии художеств Василий Алексеевич Серебряков больше известен, как портретист и живописец исторического жанра. Известность Серебрякову в своё время принесли выполненные им образа в Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге. Церковь, к сожалению, была уничтожена большевиками в 1929 году. Серебряковым была выполнена и настенная роспись в гатчинском Соборе святого апостола Павла. Писал он и натюрморты. С грибами и прочей снедью.
Русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко оставил богатое наследие. В него вошли большое количество превосходных пейзажей, натюрмортов, в том числе и эти белые грибы.
Европейские художники тоже часто изображали грибы на своих полотнах. Голландец Ян Фейт, один из ведущих анималистов XVII века, знаком многим по полотнам, изображающим охоту, но он был известен также своими изысканными натюрмортами.
Бельгиец Франс Мортельманс создавал портреты, исторические картины, жанровые сцены, но был больше всего известен своими натюрмортами. В основном с цветами. Но и с грибами тоже.
Австрийский живописец Ханс Зацка — автор множества полотен на античные и религиозные сюжеты. Его кисти принадлежит множество церковных росписей. И он же написал немало натюрмортов, среди которых есть и потрясающие натюрморты с грибами.
Катарина Кляйн — немецкая художница, чьи натюрморты были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале XX века. Они были растиражированы на открытках в огромном количестве. На своих картинах художница изображала большей частью цветы, но и грибы занимали значительную часть её творчества.
Итальянец Паоло Порпора — живописец конца XVII века, был довольно авторитетным мастером натюрморта своего времени. И очень своеобразным. Очень часто на своих полотнах он помещал живых змей, насекомых, птиц среди цветов или какой-либо снеди. Вот и на представленном натюрморте с грибами можно заметить лягушек, перепелов и какого-то хищника на заднем плане.
До него подобное широко практиковал Отто Марсеус ван Скрик из Нидерландов. И на его картинах можно всякую «нечисть». Особенно неравнодушен был художник к змеям.
Итальянский мастер Джованни Сегантини — живописец-пейзажист, большой приверженец пуантолизма, писал свои картины преимущественно в этой технике, однако для натюрморта с грибами сделал исключение.
Грибники
Кроме создания натюрмортов и изображений грибов в их естественной среде, живописцев разных стран и разных направлений всегда влекла и тема самой грибной охоты. Так, Шишкиным было создано несколько полотен, посвящённых этому увлекательнейшему занятию. Вот одно из них.
Русский художник и график Сергей Арсеньевич Виноградов тоже написал сценку похода в лес за грибами. Корзинка нарядно одетой крестьянки пока ещё пуста. А вот у девушки, которую изобразил Константин Сомов на своей картине, в корзинке грибы уже есть. Немного, но все благородные — белые да красные.
На картине немецкого живописца Феликса Шлезингера, мальчик и девочка, по всей видимости — брат и сестра, с гордостью демонстрируют своей матери добычу, принесённую из леса.
На известной всем ещё со школьной скамьи картине Константина Маковского дети убегают от надвигающейся грозы. Но грибы, которых у девочки полный подол, не бросают. Странно, но на эту интересную деталь картины мало кто обращает внимание.
А на картине Николая Бодаревского девочка, видимо, настолько увлеклась собиранием грибов, что забрела в незнакомое место. Об этом говорит её растерянный и испуганный вид.
Дети на полотне русского живописца Алексея Ивановича Корзухина тоже чем-то напуганы. Собирая грибы, они кого-то увидели в тёмном густом ельнике — то ли зверя, то ли ещё кого.
Владимир Егорович Маковский был признанным мастером жанровых сцен. Он часто изображал различные моменты из деревенской жизни, писал портреты крестьянских детей. На одной из них он изобразил радостную девочку, возвращающуюся из леса с грибами. Очевидно, она с удовольствием и с пользой провела время в лесу. На другой картине Маковского — сирота, для которой, вероятно, сбор грибов в лесу не столько развлечение, сколько необходимость, помогающая выжить. Очень сильное полотно.
А Николай Петрович Богданов-Бельский, русский художник-передвижник, изобразил старушку, перебирающую на кухне деревенского дома собранные грибы. Очень жизненная картина!
Неправильно было бы думать, что грибы любят собирать исключительно в России. Вот и польский пейзажист Роман Кохановский и его соотечественник Францишек Костшевский запечатлели сбор грибов на своих картинах.
Грибная тема в живописи очень интересна. Я не тешу себя надеждой, что представленный мной материал уникален. На самом деле, подобных публикаций — множество. Теперь их стало на одну больше.