Я много писал о родной деревне Шалово Лужского района, о самой Луге и о её окрестностях. Есть на этом сайте несколько коротких заметок и о Санкт-Петербурге. Думаю, настало время написать что-нибудь хорошее и о городе Всеволожске. Как-никак, а во Всеволожском районе я прожил без малого 55 лет.
Первые упоминания о поселениях на территории нынешнего Всеволожска появились в начале XVI века. В XVIII—XX веках в современных городских границах располагались более десятка помещичьих усадеб. Наиболее известными из них были Приютино, принадлежавшее А. Н. Оленину и Рябово, сменившее за этот период немало владельцев.
Своим появлением Всеволожск обязан действительному статскому советнику, предводителю дворянства Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии Павлу Александровичу Всеволожскому, представителю старинного русского дворянского рода Всеволожских. Собственно, и название своё город унаследовал от фамилии Павла Александровича, тогдашнего владельца мызы Рябово, бывшей финской деревушки Ряяпювя (Rääpyvä).
Раньше усадьбой Рябово распоряжался дед Павла Александровича, Всеволод Андреевич Всеволожский. Из более ранных владельцев этих мест стоит упомянуть барона Ивана (Иоганна) Юрьевича Фредерикса, придворного банкира Екатерины II, построившего первый на этой территории храм — лютеранскую кирху во имя святой Регины. Кирха не сохранилась до наших дней, зато сохранилось самое старое здание Всеволожска — бывшая сыроварня, также построенная Фредериксом. И неоднократно перестроенная позже.
Когда по инициативе барона П. Л. Корфа строилась Ириновская узкоколейка, значительная часть дороги прошла по землям Всеволожских, что и дало импульс массовому дачному строительству в этих местах. Три станции: Рябово, Всеволожская и Христиновка располагались на сегодняшней территории города. Вокруг станции Всеволожская и начал строиться дачный посёлок. В 1892 году состоялось торжественное открытие Ириновской узкоколейной железной дороги. Этот год и считают годом основания Всеволожска, хотя городом он стал только с 1 февраля 1963 года. В этот день Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Всеволожский был преобразован в город Всеволожск.
Несмотря на молодость, город стремительно растёт во все стороны, его площадь сегодня уже более, чем в 5 раз превышает площадь Луги (да простят мне мои читатели, что я любой знакомый мне город невольно сравниваю с Лугой). Думаю, недалёк тот день, когда Всеволожск практически сомкнётся с Санкт-Петербургом. Именно близость к Петербургу и способствует бурному развитию Всеволожска. В плане жилищного строительства.
А в начале ХХ столетия Всеволожск больше напоминал деревню, нежели город. Большую деревню, точнее, большой дачный посёлок. По улицам бродили сонные собаки, коровы и лошади, строения были большей частью деревянные. То, как выглядел тогда Всеволожск, можно узнать благодаря множеству сохранившихся фотографий того времени. По узкоколейной дороге несколько раз в день курсировали поезда, состоящие из нескольких вагончиков. Составы неспешно перемещали такие же маленькие, почти игрушечные паровозики.
В конце лета 1896 года открылась ещё одна ветка от Мельничного Ручья в сторону Шлиссельбургских пороховых заводов до станции Шереметьевка на берегу реки Невы.
К середине 20-х годов прошлого столетия железную дорогу окончательно перевели на нормальную колею. В конце 50-х был электрифицирован участок от Ленинграда только до Всеволожска. Ещё десять лет, до конца 60-х годов, чтобы добраться до Морозовки или до Петрокрепости, на станции «Мельничный ручей» приходилось пересаживаться на дизель-поезд. Впоследствии вся дорога была электрифицирована. А вот старый деревянный вокзал на станции Всеволожская простоял до 2000-х годов.
Во Всеволожске два старинных православных храма. Деревянная Свято-Троицкая церковь была построена в 1904 году. Она сохранилась до наших дней. Другой — каменный храм Спаса Нерукотворного Образа был построен в 1901 году над фамильной усыпальницей Всеволожских вблизи их имения — мызы Рябово.
В 30-х годах прошлого столетия храмы были закрыты советскими властями, церковные ценности разграблены безбожными активистами. Семейное захоронение основателей города Всеволожских тоже жестоко пострадало от их рук. Гробы из фамильного склепа были вынесены и брошены прямо на улице. Останки Всеволожских так бы и валялись под открытым небом, если бы не добродетельные местные финны, которые прибрали и захоронили их на своём кладбище возле кирхи. Здесь Всеволожские покоятся и сейчас.
В годы Великой Отечественной войны через Всеволожск прошла Дорога Жизни. Это была единственная транспортная магистраль, по которой доставлялись продовольствие, медикаменты, топливо в осаждённый Ленинград. По Дороге Жизни вывозили из Ленинграда детей, женщин и раненых. Благодаря этому спасительному пути и мужественным людям, которые его обслуживали и защищали, Ленинград выстоял. О тех героических временах напоминают мемориальная доска у подножия Румболовской горы и памятник полуторке ГАЗ-АА.
Сейчас Всеволожск — современный быстрорастущий город. Он один из самых зелёных (в самом прямом смысле этого слова) городов Ленинградской области с очень разнообразным рельефом и чудесной природой. Здесь есть речки, озёра, холмы и низины. И множество мест, где можно интересно провести время с детьми, даже просто погулять по паркам и улицам города. И он пока не очень многолюден.
Здесь есть целые кварталы с современной многоэтажной застройкой, и тут же рядом можно встретить деревянные дома из прошлого века. И даже из позапрошлого. Многие из них доживают последние годы. Увы… Совсем скоро город поглотит их, и на их месте вырастут многоэтажки. А пока они вносят с облик города свой неповторимый колорит.