Реклама — узаконенная ложь.
Герберт Джордж Уэллс.
Не обманешь — не продашь!
русская поговорка.
Уже без малого полторы сотни лет минуло с тех пор, когда молодой чех Людвиг Морицевич Метцель открыл в Санкт-Петербурге едва ли не первую в России контору, работающую с рекламными объявлениями. Вскоре его контора уже сотрудничала почти с тремя четвертями печатных изданий страны. Метцель также стал открывать свои представительства и в Европе. К концу XIX столетия небольшая рекламная контора выросла в товарищество «Торговый домъ Л. и Э. Метцель и Ко». Считают, что известное выражение «реклама — двигатель торговли» принадлежит именно Метцелю.

Так появилась цивилизованная реклама в нашей стране. Нельзя сказать, чтобы раньше рекламы, как таковой, не было вовсе. Продавцы всегда старались привлечь покупателей к своим товарам. Купцы, базарные торговцы и коробейники во все времена, не стесняясь, расхваливали свой товар. Причём обман почти постоянно присутствовал в деловой практике российского купечества. И даже расценивался как проявление смекалки и ловкости.
Распространено утверждение, что хорошая продукция в рекламе не нуждается, рекламируются с большинстве своём негодные, некачественные товары, которые просто так не продать. Действительно, многим изделиям и услугам реклама часто приписывает уж слишком много несуществующих достоинств. Что тут говорить? Не обманешь — не продашь! Но и полностью согласиться с таким мнением тоже нельзя. Хорошая, добросовестная реклама (в идеале) должна давать возможность потенциальному покупателю ориентироваться во всём этом разнообразии товаров и услуг. Но это в идеале, а на деле всё гораздо сложнее… Окунёмся в историю, очень осторожно. Начнём с наших дней.
Наше время. Много, безвкусно и назойливо.
Берём кредиты мы в Совкомбанке!
Из телерекламы.
Трудно найти человека, который был бы совершенно равнодушен к рекламе. Современная реклама порой способна вызвать целую гамму совершенно противоречивых эмоций. От слабой заинтересованности с оттенком лёгкого раздражения до глубокой ненависти и совершенного неприятия.
Почти не вызывает отторжения реклама уличная, большинство совершенно безразлично проходит мимо неё. От красочных рекламных щитов может быть даже некоторая польза — они служат ширмой для облезлых, запущенных стен городских зданий. Само собой, если реклама слишком кричащая, или пошловатая, глаз даже равнодушного прохожего ненадолго зацепится за неё. Рекламные вставки в газетах и журналах тоже легко игнорируются, а потому также не слишком нервируют. Но вот реклама телевизионная, прерывающая передачу по несколько раз за час, вызывает вполне закономерное негодование зрителей. Можно, конечно абстрагироваться от этого неудобства, но проще бывает посмотреть желаемую передачу, тем более фильм, в записи. Многие так и делают. Минус рекламщикам!
С развитием интернета реклама появилась и там, причём реклама агрессивная, часто не знающая никакой меры. Особую ненависть вызывают модальные окна, просто перекрывающие полезную информацию, вынуждая посетителя сайта какое-то время лицезреть совершенно не нужные ему предложения. Но, как мне кажется, большинство не смотрит рекламу, а с нетерпением ждёт появления крестика в правом верхнем углу окна, чтобы побыстрее закрыть оное. Ещё один минус!
Понятно, что бурно развивающаяся торговля без «двигателя» обойтись никак не может. Ещё в 90-х годах прошлого столетия на изголодавшийся и бездонный российский рынок хлынуло множество товаров со всех уголков мира. Не надо было больше ничего «доставать», достаточно было купить. Народ растерялся. После сурового воздержания последних лет развитого социализма это было какое-то изобилие. Но вместе с изобилием пришла и назойливая, раздражающая реклама.
Когда есть из чего выбирать, это замечательно. Но далеко не каждый гражданин готов скрупулёзно изучать каждый доступный ему товар, прежде чем отдать за него свои деньги, порой немалые. В большинстве своём наши соотечественники предпочитают не утруждать свой мозг размышлениями и с лёгкостью полагаются на чужое мнение. Широкое поле деятельности для рекламщиков! Можно легко всучить любой товар даже сомнительного качества. Можно продать жильё дороже, чем в Монте-Карло, и при этом выставить себя благодетелем. Легко убедить доверчивого фраера клиента, что кредит под грабительские проценты ему невероятно выгоден, просто удача редкостная, а банк идёт на такие жертвы исключительно из человеколюбия.
Имея таких нетребовательных, да ещё и не слишком обеспеченных материально потребителей, отечественные производители рекламы тоже не сильно утруждают себя и чаще всего работают по принципу — «и так сойдёт». Нет, я не утверждаю, что у нас никогда не было действительно достойных образцов этого «жанра». Можно вспомнить рекламу банка «Империал», например. Но в большинстве своём из-под торопливых рук производителей «двигателей торговли» выходят вот такие «шедевры».
Я здесь ни в коем случае не собираюсь ничего рекламировать, а картинку показываю исключительно в ознакомительных целях. Кстати, есть и видеоролик с той же героиней, так что и блистательную актрису и гениального режиссёра можно смело номинировать на «Оскар». Не меньше.

На самом деле это не единственный образец рекламы, за который приходится краснеть. К тому же реклама стала банально пошлой. Нет смысла приводить здесь какие-то образцы, их в сети полно. Да и вокруг тоже. Но тут ничего не поделаешь. Видимо, есть спрос на подобное «искусство». Обо всём этом не стоило бы, пожалуй, и говорить, но уж больно досаждает вся эта реклама! Но похоже, что от этого никуда не деться. Эта вездесущая напасть достанет везде.
Кстати, в рекламе продуктов питания большого смысла теперь нет. Население нашей страны настолько хорошо стало жить, что стало потреблять просто огромное количество мяса, масла и других продуктов. И яиц. От этого растут не только животы россиян, но, как говорят, и цены. Что, теперь денег не хватает? А вот тут как раз и банки со своими кредитами!
Конечно, всё это моё недовольство — обычное стариковское ворчание. Очень может быть. Таких, как я, вероятно, немного. Может быть даже, я такой один. Молодое поколение, живущее совершенно иными понятиями, вряд ли со мной согласится. Но я уверен, чем назойливее реклама, тем менее она эффективна. А как оно было в моё время?
В годы СССР. Строго и безальтернативно.
Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме.
Шарик.
Как ни удивительно, но большевики знали толк в рекламе и, придя к власти, ввели на неё государственную монополию. В первые годы советской власти особо и рекламировать было нечего, а потому власть активно рекламировала саму себя, «шершавым языком плаката» вовлекая широкие народные массы в выгодные власти процессы. Здесь активно трудились такие небезызвестные личности, как поэт Владимир Маяковский, художники Родченко, Ефимов (он же Фридлянд) и Малевич. Первая советская реклама была проста и незамысловата, как «Чёрный квадрат», а рубленые строки Маяковского вколачивались в мозг обывателя, как гвозди.
Приезжий с дач, из городов и сёл,
нечего в поисках трепать подошвы
– сразу в ГУМе найдешь ВСЁ
аккуратно, быстро и дешево!

Даже в лучшие годы Советского Союза реклама была очень ограничена. Советские люди и так верили, что «вкусны и нежны крабы» и что «кетовая икра — полезна и вкусна». В 50-е и почти до конца 60-х годов в гастрономах крупных городов можно было встретить многие деликатесы: и красную рыбу, и крабов, и натуральную икру, и копчёные колбасы. Стоило это и тогда весьма недёшево, но в начале 70-х всё это изобилие закончилось совсем. А если что и появлялось на прилавках, то сметалось молниеносно. Оставалось только «хранить деньги в сберегательных кассах» и «летать самолетами Аэрофлота». Других вариантов не было. В те времена перед населением не стоял вопрос «из чего выбрать?», а был лишь вопрос «где хоть что-то достать?». А потому советская торговля худо-бедно двигалась и сама. Без «двигателя».

До Октябрьской революции. С претензией на искусство.
В старые времена. когда не было ещё ни радио, ни телевидения, ни интернета, доминировала текстово-графическая реклама, или объявления, как тогда говорили. Объявления размещались в печатных изданиях, на специальных тумбах, на зданиях, да и везде, где это было не запрещено. К изготовлению таких объявлений нередко привлекались известные художники-графики.

Вот, к примеру, реклама столь необходимого товара, как мыло и стиральный порошок. Разные производители использовали и разные образы для продвижения своей продукции. Румяная и ослепительно чистая барышня у Шашкина, чистоплотный медведь у Скороспехова, счастливая, отстиравшая бельё до ослепительной белизны темнокожая прачка у братьев Дмитриевых. Образы негров в те времена широко использовались в рекламе мыла и чистящих средств. Этот эффектный приём российские рекламодатели позаимствовали у своих зарубежных коллег. Теперь даже безобидный рекламный лозунг «White is Purity» вызывает у представителей чёрной расы бурное негодование.
А вот реклама вазелина. Можно догадаться, что русский вазелин настолько хорош для кожи при сильном морозе, что богатая госпожа сама взялась за вожжи. А замерзший кучер-негр съёжился на запятках саней. А вот догадаться, при чём тут жабы на коньках в рекламе духов от известного парфюмера Василия Васильевича (Вильгельма Иосифа Августа) Ауриха, так и не удалось. Но красиво, оригинально, свежо…
Часто удивляешься, насколько давнюю историю имеют хорошо знакомые в России брэнды! Приправы MaggiI® очень давно известны в нашей стране. А торговый дом «Блигкен и Робинсон», основанный выходцами из Америки, кормил жителей Петербурга шоколадом и разными сладостями. Торговый дом купца Н. Л. Шустова с сыновьями предлагал напитки на любой вкус.
Вот реклама знаменитой Александро-Невской мануфактуры Паля. Того самого Карла Яковлевича Паля, владельца сёл Наволок и Репьи под Лугой, посадившего чудесную липовую аллею между этими сёлами. Сохранившуюся и сейчас.
В 1870 году купец Генрих Фридрих Бекман открыл водочный завод в Петербурге. Вскоре он стал одним из крупнейших производителем алкогольных напитков в России. Ассортимент выпускаемых им напитков насчитывал более 100 наименований. А качество всегда было на высоте.
А как же пиво? Иван Иванович Дурдин, купец 1-й гильдии, сын основателя известной купеческой династии Ивана Алексеевича Дурдина, тоже рекламировал свою продукцию. Пивоваренный завод Дурдина выпускал широкий ассортимент различных напитков — пива, кваса, лимонада. Около миллиона ведер каждый год. Имелись в Петербурге пивоварни и помельче, но тоже довольно известные.
Широко рекламировалась в дореволюционной России и табачная продукция. Вот улыбающаяся любящая внучка уговаривает дедушку курить «Нарзанъ», весёлые старички с заговорщицким видом распечатывают пачку «Дуката». Жизнерадостный негр предлагает папиросы «Сигарныя». Он сам, видимо и вырастил для них табак. Зря они так радовались. Они ещё не знали. что
КУРЕНИЕ УБИВАЕТ!
Впрочем, Жоржъ Борманъ, он же купец 2-й гильдии Григорий Николаевич Борман, утверждал, что регулярное употребление какао (его фирмы, естественно) позволяет иметь железное здоровье, отвагу и огромную физическую силу.

Не обошла реклама стороной и столь необходимые в быту вещи, как электрические лампы (надо же, опять знакомая марка!) и музыкальные инструменты.
Выпускались и специальные (непочтовые) марки рекламного характера. Их часто наклеивали на конверт вместе с почтовыми. Не обходилось, само собой, без галош, ведь галоши — это наше всё! А вот Т-во «Эйнемъ», основанное Теодором Фердинандом фон Эйнемом и выпускающее кондитерские изделия, выпустило даже несколько серий марок. Они были посвящены не шоколадкам и пряникам, а русским композиторам и писателям. Такой вот тонкий рекламный ход.
Была и реклама наоборот. После начала первой мировой российская общественность так сильно осерчала на Германию и на всех немцев, что призывала соотечественников вообще не покупать ничего немецкого. Хотя немцев (и французов, и итальянцев, и датчан), верой и правдой служивших государству Российскому, было не счесть.
Своё, родное…
Лужской земле тоже было, чем похвалиться! Вкуснейшая наплатинская вода укрепляла расшатанное здоровье худосочного и слабосильного столичного населения никак не хуже, чем продукция Дурдина. Луга славилась и превосходными изделиями из глины, которой было много вокруг города. А благодаря залежам превосходного кварцевого песка вокруг Луги процветала и стекольная промышленность. Но самое главное достоинство здешних мест — красивейшая природа и благотворный, здоровый климат. Недаром множество жителей тогдашней столицы предпочитали проводить лето в Луге. Дачный путеводитель Луцевича не только привлекал отдыхающих в окрестности Луги. Сейчас это — ценнейший краеведческий документ, многое открывающий из истории того времени.

Продукция Шлиссельбургского порохового завода предназначалась не только для нужд армии и флота, она пользовалась успехом и у охотников. С патронами, заряженными шлиссельбургским порохом, можно было не только охотиться на диких уток и тетеревов, но и без испуга выходить на медведя!
И о галошах…
И конечно же, галоши! Традиционная и практически неисчерпаемая тема для рекламодателей. Широко востребованные у нас в стране (а при нашем капризном климате — действительно незаменимая вещь!), галоши неизменно пользовались спросом и во всём остальном мире. В петербургской зимней слякоти, в лондонской летней сырости, или в среднеазиатских знойных пустынях, русские галоши зарекомендовали себя наилучшим образом.