
Среди всех машин, используемых в народном хозяйстве СССР, тракторы всегда занимали одно из почётных мест. Они позволяли механизировать множество трудоёмких процессов в сельскохозяйственном производстве, их использовали для транспортировки грузов, для выполнения погрузочно-разгрузочных и многих других работ. Эти простые машины-трудяги не обладали изысканным дизайном или какими-то уникальными техническими характеристиками. Их стихия — грязные, разбитые дороги российских полей, глиняное месиво строек, непроходимые дебри лесных делянок. Там, где никакая другая техника работать не может.
МТЗ-50 «Беларусь»

МТЗ-50 «Беларусь».

Кому не доводилось видеть этот замечательный трактор? Простой и надёжный, он трудится вот уже пять с половиной десятков лет во всех уголках нашей страны, а также и за её пределами. Название «Беларусь» стало чуть ли не синонимом понятия «колёсный трактор». Трактор выпускался на Минском тракторном заводе с 1962 года и оснащался рядным четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем Д-50 объёмом 4,75 литра и мощностью 55 л. с., запуск дизеля производился бензиновым пускачом ПД-10.
Его компоновка выполнена по классической схеме — большие ведущие колёса и управляемые передние небольшого диаметра. Конструкция трактора — полурамная, подвеска всех колёс — жёсткая. Трансмиссия трактора имела 9-ступенчатую коробку передач, которая обеспечивала широкий диапазон скоростей, достаточный для всех видов сельскохозяйственных и транспортных работ. Колея задних колёс менялась бесступенчато в пределах от 1.4 м до 2.1 м. Колея передних колёс также могла изменяться. Высокий клиренс — без малого полметра (465 мм), позволял обрабатывать большинство сельскохозяйстренных культур. Высокая универсальность, надёжность, неприхотливость, а также топливная экономичность (около 8 л дизельного топлива в час) сделало трактор «Беларусь» популярным не только в России, но и во многих странах мира, куда он поставлялся.
На базе трактора МТЗ-50 выпускалась модификация высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами — МТЗ-52. Трактор и его многочисленные модификации выпускался до 1985 года с небольшими изменениями. Ныне выпускаемые Минским заводом трактора в той или иной мере унаследовали его замечательные качества.
ТДТ-40

Трелёвочный трактор ТДТ-40.
Этот трактор с неказистой угловатой кабиной, похожей на собачью будку, я впервые увидел в деревне Кривец под Череповецкого района, где гостил у деда с бабушкой. Я был тогда мал и ещё не ходил в школу. Проезжающие по деревне тарахтящие и лязгающие гусеницами трактора вызывали у меня одновременно и ужас и любопытство. В конце концов любопытство победило страх. Дед рассказал мне, что это ТДТ-40. Аббревиатура ТДТ так и расшифровывается — трелёвочный дизельный трактор.
ТДТ-40 выпускался на Минском тракторном заводе с 1956-го года и годом позже его выпуск начал и Онежский тракторный. Трактор предназначался для вывозки из лесосеки хлыстов (до 5-ти кубометров за рейс). ТДТ-40 оснащался дизельным рядным четырёхцилиндровым двигателем Д-40Т, мощностью 40 л. с. С 1961-го года выпускался модернизированный ТДТ-40М с двигателем Д-48Т мощностью 45 л. с. и новой гидравликой. Трактор был предельно прост по конструкции, неприхотлив и надёжен. Производство его прекратилось только в конце 1960-х годов, когда он был вытеснен новой моделью Онежского тракторного завода — ТДТ-55. Тогда же документация по трактору ТДТ-40М была передана Китаю и китайцы производят его по сию пору, правда, с новой кабиной.
С-80

Трактор С-80.
Хочется рассказать о тракторе, который в детстве произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это С-80. Он представлял собой копию американского ленд-лизовского Caterpillar D7 и выпускался Челябинским тракторным заводом с 1949-го до 1961-года, года моего рождения. Это был очень популярный в СССР трактор, построено их было довольно много и эксплуатировались они вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия.
Трактор был универсальным, но в годы моего детства они больше использовались на земляных работах и как тягачи. Причем на С-80 не было гидравлики и отвал поднимался и опускался при помощи тросов. До сих пор передо мной волшебная картинка из детства — бульдозер С-80 неторопливо, но уверенно толкает перед собой целую гору песка, тарахтя на восхитительно низких, менее 1000 в минуту оборотах.
Трактор был оснащён четырёхтактным четырёхцилиндровым рядным предкамерным дизелем КДМ 46, его номинальная мощность составляла 80 л. с., а максимальная около 90 л. с.. Запускался двигатель с помощью карбюраторного четырёхтактного нижнеклапанного пускача П-46, так, что процесс запуска представлял отдельное занимательное зрелище для нас, мальчишек. При этом мы часто узнавали много новых «»технических терминов», особенно когда двигатель не желал заводиться.
С-80 имел силу тяги на первой передаче до 9-ти тс. Его максимальная скорость не превышала 10-ти км/ч. Трансмиссия была 5-ти ступенчатой реверсивной. Но 5-я передача реверса не имела, таким образом, у трактора было 5 передач вперёд и 4 назад. Муфта сцепления выключалась рычагом. Трактор имел огромную, по моему тогдашнему мнению, совершенно квадратную кабину. Стёкол почти на всех виденных мною С-80, как правило не было, как и дверей. И я даже полагал раньше, что они были так и задуманы, без стёкол и дверей.
К-700 «Кировец»

Трактор К-700 «Кировец».

Мальчишкам всегда нравятся большие размеры. Я о технике. В детстве меня невероятно впечатляли огромные трактора К-700. К-700 «Кировец» — универсальный колёсный трактор, использовавшийся на сельскохозяйственных, транспортных, дорожно-строительных, мелиоративных и прочих работах, был не просто большим. Он был очень большим, огромным.
В сельском хозяйстве, обладая высокой мощностью, позволяющей использовать широкозахватные орудия, К-700 увеличивал производительность сельскохозяйственных работ по сравнению с обычными тракторами почти втрое. Также он мог быть использован в качестве тягача. Производился трактор на Кировском заводе в Ленинграде, старейшем тракторостроительном предприятии СССР с середины 60-х годов прошлого столетия.
К-700 имел полный привод и ломающуюся раму, благодаря чему был очень проходим и маневренен. Четыре огромных колеса через гидромеханическую трансмиссию вращал дизельный V-образный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л. с.
Трансмиссия обеспечивала 16 передних и 8 задних передач, что позволяло трактору двигаться в диапазоне скоростей от 3-х до 50-ти км/ч. Останавливали могучий 12-ти тонный трактор внушительных габаритов (длиной — 7235 мм, шириной — 2530 мм и высотой — 3225 мм) тормоза на все колёса с пневмоприводом.








