
Шаловские дороги… Сколько же по ним изъезжено за несколько десятков лет! И на велосипеде, и на мотоцикле, и на автомобиле. На лошадке в красной шапке… И снова на велосипеде! Но больше всего дорог исхожено пешком.
Вот центральная деревенская улица, в годы моего детства она была безымянной, а теперь так и называется — Центральная, просто и незамысловато.. Когда-то, в 60-е и в начале 70-х годов она была обычной сельской грунтовкой. Тогда её довольно часто ровняли грейдером, поэтому даже езда по ней на велосипеде была относительно комфортной. Жизнь в деревне тогда была спокойной, по дороге чаще бродили коровы, чем ездили машины. Сейчас Центральная покрыта растрескавшимся асфальтом. Остальные шаловские дороги так и остались грунтовыми, хотя Шалово с какого-то времени именуется микрорайоном Луги.
Дороги здешние в основном очень старые, с давней, более чем столетней историей. Например, Лебедевская дорога, названная так по имени местного помещика. Раньше она вела на шоссе, сейчас упирается в окружную автодорогу. Или всем известная Белая дорога (дачники почему-то упорно называли её Жёлтой). Белой она стала где-то в 60-е годы, когда её засыпали белым щебнем. До этого её называли Изорской.
Имела щебёночное покрытие и Крупельская дорога, старинная дорога через лес. Именно по ней через Шалово путешественники из Петербурга попадали в Лугу. Ездил по ней и Пушкин в своё Михайловское. Но сейчас ездить по ней почти невозможно, настолько она разбита и запущена. Зато рядом возникла новая лесная дорога, и риск что-то сломать на ней гораздо меньше. Нехорошо, но дорог в лесу становится всё больше. Однако и старые дороги тоже постепенно зарастают, часто случается, что поехав на велосипеде по старому, ещё в детские годы изученному пути, упираешься в заросли. Или в забор. А ведь и времени-то прошло, всего каких-то 30 — 40 лет!
Всё меняется. Как и дорога, по которой лужские грибники ездят в сторону Опаринского озера. Она была построена в 1975 году для вывоза песка с карьера и тогда это была довольно широкая и гладкая асфальтированная дорога. До трубы новая шоссейка прошла по старой лесной грунтовке, дальше — вдоль трубы до карьера. Местных вроде как и старая грунтовка вполне устраивала, и появлению новой «автострады» особенно никто не радовался. Скорее, наоборот… По шоссейке этой начали с утра до вечера носиться гружёные песком «Татры». Неудивительно, что через несколько лет на дороге появились ямы. Их латали. В 90-е годы карьер, а стало быть и дорога к нему сменили хозяина. На смену «Татрам» пришли ещё более вместительные и тяжёлые песковозы. Песка стали возить ещё больше, а состояние дороги уже никого не беспокоило. Сейчас уже ничего не напоминает о том, что здесь когда-то был асфальт. «Ремонт» дороги осуществляется тем же песком. Дёшево и сердито. Знойным летом дорога немилосердно пылит, загрязняя лес вокруг, после дождей проехать здесь возможно только на вездеходе. Крутить педали по ней — удовольствия мало. Но нам известно множество других путей. И. в большинстве случаев нашим выбором будет старая добрая надёжная лесная дорога. Такая, какой она была и 10, и 30, и сто лет назад.














