Коровы в живописи

Интересно было бы узнать, какое из животных чаще всего появляется на полотнах живописцев? Если исключить батальные и охотничьи сцены, парадные портреты и исторические сюжеты, то на первое место выходят коровы. Трудно представить себе сельский пейзаж без мирно пасущегося где-то вдалеке стада.

Коровы на полотнах русских художников

Интересно было бы узнать, какое из животных чаще всего появляется на полотнах живописцев? Кто-то станет утверждать, что это лошадь. Не буду спорить, лошадей довольно часто можно увидеть на картинах как русских, так и европейских художников. Всё же лошадь — до недавнего времени самый частый спутник человека. Наряду с собакой. Но если исключить батальные и охотничьи сцены, парадные портреты и исторические сюжеты, то на первое место выходят коровы. Именно они, с давних времён верно служили человеку. Ещё совсем недавно трудно было представить себе крестьянское хозяйство и без коровы. Также, как и сельский пейзаж без мирно пасущегося где-то вдалеке стада.

Я не буду, как и раньше, придерживаться какой-то хронологии, и начну свой обзор с картин барона Михаила Константиновича Клодта. Почему именно с него? Да просто потому, что когда-то выполненная одним шаловским умельцем копия картины «Коровы на водопое» висела в нашем доме. Клодт написал очень много пейзажей, на которых есть коровы. Не знаю, по какой причине художник так любил этих животных, но вполне его понимаю.

Михаил Клодт. Коровы на водопое. 1871 г.
Михаил Клодт. Коровы на водопое. 1871 г.
Михаил Клодт. Стадо у реки в полдень. 1869 г.
Михаил Клодт. Стадо у реки в полдень. 1869 г.

Иван Иванович Шишкин очень любил русскую природу, русскую деревню и тоже изображал деревенские стада на своих пейзажах. А также отдельных представителей парнокопытных, вот как этого задумчивого бычка.

Иван Иванович Шишкин. Коровы на водопое. 1867 г.
Иван Иванович Шишкин. Коровы на водопое. 1867 г.
Шишкин. Стадо под деревьями. 1864 г.
Шишкин. Стадо под деревьями. 1864 г.
Шишкин. Бычок. 1863 г.
Шишкин. Бычок. 1863 г.

Не избегали коровьей темы и такие прославленные пейзажисты, как Фёдор Васильев и Арсений Мещерский. На их полотнах часто можно было увидеть пасущихся, либо возвращающихся домой с пастбища коров и прочую живность.

Фёдор Васильев. Возвращение стада. 1868 г.
Фёдор Васильев. Возвращение стада. 1868 г.
Арсений Мещерский. Перед грозой. 1884 г.
Арсений Мещерский. Перед грозой. 1884 г.

Русскому живописцу Ивану Лаврентьевичу Горохову, сыну крестьянина, деревенская жизнь была очень близка. Деревне и её жителям он и посвятил всё своё творчество. Неудивительно, что деревенское стадо попало на его картину.

И у известного чуть ли не каждому школяру по картине «Грачи прилетели» русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова есть картины, на которых изображены пасущиеся коровы. К примеру, этот великолепный пейзаж.

Иван Горохов. Стадо. 1911 г.
Иван Горохов. Стадо. 1911 г.
Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869 г.
Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869 г.

Владимир Егорович Маковский изобразил крестьянских детей, пасущих коров в лесу. Художник часто писал крестьянских детей, деревенский быт. Пасущиеся коровы всегда оживляют картину и придают ей умиротворение.

Александр Владимирович Маковский, сын Владимира Егоровича и племянник художников Константина и Николая Егоровича Маковских тоже писал картины, на которых присутствовали эти добрейшие парнокопытные.

Владимир Маковский. Пастушки. 1903 г.
Владимир Маковский. Пастушки. 1903 г.
Александр Маковский. Пейзаж с коровами. 1901 г.
Александр Маковский. Пейзаж с коровами. 1901 г.

Илья Ефимович Репин написал забавную картину. На ней изображены молодые горожанки, невесть каким образом оказавшиеся среди деревенского стада. Скорее всего, любопытство заставило их это сделать. Барышень даже не смущает присутствие огромного рыжего быка! Видимо, довольно миролюбивого.

Репин. Барышни среди стада коров.
Репин. Барышни среди стада коров.

Украинские живописцы Владимир Донатович Орловский и Сергей Иванович Васильковский, его ученик, писали замечательные пейзажи. С коровами в том числе. Николай Корнильевич Пимоненко, кстати тоже, как и Васильковский, учившийся в мастерской Орловского, написал интересную сценку. И в деревенской жизни могли разгораться нешуточные страсти!

На многих картинах украинского живописца-пейзажиста Сергея Ивановича Светославского запечатлены сценки из деревенского быта, и с коровами тоже.

Владимир Орловский. Коровы на пастбище.
Владимир Орловский. Коровы на пастбище.
Сергей Васильковский. Чумацкий Ромодановский шлях.
Сергей Васильковский. Чумацкий Ромодановский шлях.
Николай Корнильевич Пимоненко. Соперницы. 1909 г.
Николай Корнильевич Пимоненко. Соперницы. 1909 г.
Сергей Иванович Светославский. Коровы.
Сергей Иванович Светославский. Коровы.

На картинах русского художника, автора многих замечательных пейзажей Фёдора Карловича Бурхардта тоже можно увидеть пасущиеся деревенские стада.

Фёдор Карлович Бурхардт. Коровы на водопое. 1896 г.
Фёдор Карлович Бурхардт. Коровы на водопое. 1896 г.

Русских художников Александра Николаевича Степанова и Степанова Алексея Степановича  часто путают. Оба мастера носили одну и ту же фамилию, жили в одно время и писали похожие сюжеты и в похожей манере.

Русский художник Пирогов Николай Васильевич не был так известен, как его тёзка Николай Иванович Пирогов, знаменитый хирург. Зато писал неплохие сценки с коровами.

Александр Николаевич Степанов. Телята. 1904 г.
Александр Николаевич Степанов. Телята. 1904 г.
Алексей Степанович Степанов. Стадо.
Алексей Степанович Степанов. Стадо.
Пирогов Николай Васильевич. Белая корова у плетня. 1910 г.
Пирогов Николай Васильевич. Белая корова у плетня. 1910 г.
Пирогов Николай Васильевич. Коровы. 1906 г.
Пирогов Николай Васильевич. Коровы. 1906 г.

А вот следующие два художника, наоборот, широко известны. Живописец Семён Фёдорович Щедрин, приверженец и один из основоположников русского классицизма, изобразил пейзаж около Петербурга. Валентин Александрович Серов, более тяготеющий к русскому модерну — финский дворик, где крестьянка доит корову. А котик терпеливо ждёт…

Семён Фёдорович Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга.
Семён Фёдорович Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга.
Серов. Крестьянский дворик в Финляндии. 1902 г.
Серов. Крестьянский дворик в Финляндии. 1902 г.

Дмитрий Эмильевич Мартен известен своими северными вологодскими пейзажами. В своих произведениях он уделял много внимания неброской северной природе и простому, сдержанному укладу жизни северян. Преподавал в Вологодском художественном училище.

Русский художник-пейзажист Николай Алексеевич Атрыганьев, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, ученик А. И. Мещерского, написал  немало чудесных видов пригородов Петербурга. Вот, например, этот — с дубами и коровами.

Николай Людвигович Эллерт, ученик А. К. Саврасова, создавал пейзажи и натюрморты, выполнил серию анималистических работ, главными героями которых были коровы. Русский живописец Иван Федорович Колесников родился в крестьянской семье. А потому сельская жизнь была ему очень хорошо знакома. Работал в основном, как пейзажист.

Дмитрий Эмильевич Мартен. Пейзаж с коровами. 1900 г.
Дмитрий Эмильевич Мартен. Пейзаж с коровами. 1904 г.
Атрыганьев Николай Алексеевич. Дубовая роща в Сестрорецке. 1889 г.
Атрыганьев Николай Алексеевич. Дубовая роща в Сестрорецке. 1889 г.
Николай Людвигович Эллерт. На водопое.
Николай Людвигович Эллерт. На водопое.
Колесников Иван Федорович. Коровы на водопое. 1910 г.
Колесников Иван Федорович. Коровы на водопое. 1910 г.

Почти незнакомый любителям живописи Пётр Иванович Коровин, в отличие от своего известного однофамильца, писал чудесные деревенские пейзажи с коровами. На картинах другого русского художника с выразительной фамилией мы тоже можем увидеть коров.

Пётр Иванович Коровин. Стадо у реки. 1887 г.
Петров-Водкин. Полдень. 1917 г.

Евграф Семёнович Сорокин, старший из художников братьев Сорокиных, создал немало работ в жанрах исторической и религиозной живописи. В том числе и известную картину  «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира». Ян Усмошвец, он же Усмарь — легендарный  богатырь, победитель печенегов. И половцев. Существует немало сказаний об этом силаче, суть которых такова: в 992 году пришли печенеги на берега Трубежа и стали вызывать русских на поединок с их богатырём. Желающих было немного, но откликнулся на призыв князя Владимира сын кожевенника. Чтобы доказать свою силу, силач схватил бежавшего мимо быка и вырвал у него кусок шкуры вместе с мясом. Печенежский силач был посрамлён и враги бежали. Надо сказать, что этот летописный сюжет использовал не только Сорокин. У Григория Ивановича Угрюмова есть похожая картина.

Вот очень известная картина Серова «Похищение Европы». И на эту тему написано множество полотен. Рембрандт, Тициан, Паоло Веронезе, Жан-Франсуа де Труа,  Франсуа Буше, Франсиско Гойя и многие другие использовали этот древнегреческий миф о вороватом водоплавающем быке. Бык — вообще частый герой мифологических и исторических сказаний. В отличие от мирной и покорной коровы, бык силён, агрессивен и коварен. И, как правило, бывает за это наказан.

А вот Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил не мифический, а вполне реальный бой быков в Севилье. На этот раз победителем на какое-то время стал бык, забодавший лошадь. Всадник, как видно, благоразумно покинул арену. Но участь быка предрешена.

Ну вот пока и всё на коровью тему в русской живописи. Напоследок — картина Нико Пиросмани, изображающая грузинского крестьянина и его смирного быка.

Евграф Семёнович Сорокин. Ян Усмошвец останавливает разъярённого быка. 1849 г.
Евграф Семёнович Сорокин. Ян Усмошвец останавливает разъярённого быка. 1849 г.
Серов. Похищение Европы. 1910 г.
Серов. Похищение Европы. 1910 г.
Саврасов. Севилья. Бой быков. 1910 г.
Саврасов. Севилья. Бой быков. 1910 г.
Нико Пиросмани. Крестьянин с быком. 1916 г.
Нико Пиросмани. Крестьянин с быком. 1916 г.
Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 135