Как-то незаметно пристрастились мы к ностальгическим прогулкам по историческому центру Петербурга. Раз в пару недель, особенно в весенне-летне-осенний период, мы обязательно выезжаем в Санкт-Петербург и следуем там определённым заранее маршрутом. Причём в большинстве случаев мы оговариваем только исходную точку нашего путешествия, далее идём, как говорится, куда глаза глядят. А глаза стремятся увидеть как можно больше, поэтому и маршруты наши получаются отнюдь не прямолинейными, и конечная их точка зависит только от степени нашей усталости.
Такие пешие прогулки я когда-то назвал праздными. По сути, они такие и есть. Никаких практических целей при таком времяпрепровождении мы не преследуем. Но иногда же можно позволить себе побездельничать! А ещё я понял, что устраивать себе периодически дни отдыха просто необходимо.
Вот и в этот раз мы решили повторить тот путь, который я в молодые годы проделывал не единожды. Планировалось пройти весь Загородный проспект до 1-й Красноармейской. И очень хотелось побывать в районе Варшавского вокзала, где я не был с 1989 года, как раз с той поры, как приобрёл свой первый автомобиль.
Начали свой путь мы от собора Владимирской иконы Божией Матери. Храм был построен на месте одноимённой деревянной церкви и освящён весной 1783 года. Восемью годами позже была возведена отдельно стоящая колокольня. В течение следующего столетия храм достраивался и перестраивался. При советской власти он был закрыт, но, к счастью, уцелел. В 90-х годах Владимирский собор был возвращён церкви. Посещение Владимирского собора в этот раз не входило в наши планы, мы бывали там раньше.
Вместо того, чтобы начать свой путь по Загородному проспекту, мы свернули в Кузнечный переулок в сторону улицы Марата. На этой улице нас интересовал совсем не исторический объект, а кошка Тишка. А именно — памятник, установленный митька́ми на карнизе дома 34. До этого кошка «жила» на карнизе дома по улице Правды. Само собой, мы не могли не посетить это место накануне Всемирного дня петербургских котов и кошек! Учреждённого, кстати, тоже митька́ми.
Улица Марата, она же раньше — Преображенская Полковая, или просто Преображенская. Она же — Грязная, хотя навряд ли она была грязней других. Она же — Николаевская. Совсем немного, всего год, она побыла проспектом Двадцать Седьмого Февраля в честь победившей революции, пока не стала, наконец, улицей Марата. В честь того самого беспощадного Жана-Поля Марата, проповедника экстремизма, зарезанного в собственной ванне Шарлоттой Корде. Так вот, улица Марата привела нас к Театру юных зрителей. А если быть совсем точным, то в сад на Пионерской площади.
Само по себе помпезное и неуклюжее здание ТЮЗа, построенное в 1962 году, не вызывает большого интереса. Ребёнком я был там лишь единожды, и посещение это не оставило абсолютно никаких впечатлений. Я не театрал, и никогда им не был, может быть поэтому? Хотя интересуюсь живописью, музыкой, литературой…
Гораздо интереснее сама площадь, называемая ныне Пионерской — пространство, ограниченное Загородным проспектом, улицами Марата, Звенигородской и Подъездным переулком. Ранее она была известна, как Семёновский плац. В XIX веке плац тянулся до Обводного канала, а с западной стороны был ограничен Введенским каналом. Нынешняя Пионерская площадь куда скромнее!
Когда в 30-х годах XIX столетия от Семёновского плаца проложили первую в России пассажирскую железную дорогу из Петербурга в Царское Село, западной границей плаца стали железнодорожные пути.
В 1880-е годы на Семёновском плацу был выстроен ипподром, просуществовавший до Великой отечественной войны. Здесь же были установлены балаганы и карусели, устраивались праздничные народные гуляния. На плацу проводились также публичные казни. Здесь были повешены такие известные террористы. как Желябов, Кибальчич, Перовская. Справедливости ради, надо сказать, что подобными «шоу» в тогдашней России не сильно увлекались и эта казнь была последней публичной экзекуцией в дореволюционной России.
Сейчас ничего на Пионерской площади не напоминает о далёких уже временах. Зато отсюда открывается великолепный вид на Загородный проспект и Гороховую улицу. У самого проспекта в 1959 году установлен памятник Грибоедову. А чуть левее, на противоположной стороне проспекта издалека виден доходный дом уже упомянутого мной ранее Ратькова-Рожнова. Он сохранился до наших дней. Повезло и другому великолепному зданию — дому Анны Николаевны Штальман, вдовы генерал-лейтенанта (с 1910 года — доходному дому Мусиных-Пушкиных). Он и по сию пору восхищает нас своими изысканными формами, лепниной, барельефами. Хоть и лишился башенки в 1980-м. А вот Введенскому собору не посчастливилось. В 1933 году он был разрушен по решению Леноблисполкома.
Вот мы и у Витебского, бывшего Царскосельского вокзала, ведущего свою историю с 1837 года. Это старейший вокзал в Петербурге и в России. Сразу же после открытия он получил название Санкт-Петербургского, а с начала прошлого столетия стал именоваться Царскосельским вокзалом. После победы пролетариата он был переименован в Детскосельский, а нынешнее своё название получил в 1935 году. Первоначально было построено двухэтажное деревянное здание вокзала, позднее, в середине XIX века его заменило каменное. Современное здание вокзала было построено в 1904 году.
Не могли мы не заглянуть на 1-ю Красноармейскую. Всегда приятно лишний раз пройти мимо родного мне Военмеха. Столько приятных воспоминаний всплывает, когда находишься в тех местах, где прошли студенческие годы! Свернули мы и в Державинский переулок. Польский сад теперь надёжно огорожен от бесплатных посещений. Сам музей-усадьба Державина расположен в шикарном особняке на набережной Фонтанки. С 2003 года это филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина. К слову, особняк был перестроен после смерти поэта, а в советское время использовался, как жилой дом. Из внутренней его отделки, надо полагать, не осталось ничего. Сейчас он отреставрирован. И, хотя особняк с большой долей вероятности выглядит совсем не так, как при жизни классика, здесь интересно было бы побывать. Но не в этот раз.
В этот раз наш путь лежит по Измайловскому проспекту прямиком к Обводному каналу и Варшавскому вокзалу. Однако, нельзя было не остановиться возле доходного дома сельскохозяйственного товарищества «Помещик», что на 7-й Красноармейской. Великолепное здание! И прекрасно сохранилось, если не считать утерянного шпиля на башенке. И в очередной раз наш маршрут был скорректирован. Пройдя 7-ю Красноармейскую улицу до Московского проспекта, мы вышли наконец на набережную Обводного канала.
Вот массивное серое здание построенного в середине 30-х в стиле пролетарского классицизма Фрунзенского универмага. Судьба была неблагосклонна к этому строению, после разрушительного пожара в конце 80-х его будущее неизвестно. Бывший универмаг не отличается характерной для Петербурга изысканностью, но как-то не хотелось бы, чтобы он исчез насовсем. Слишком много воспоминаний связано с ним.
Совсем недалеко и доходный дом купчихи Львовой, широко известный, как дом со свастиками. Он был построен во второй половине XIX века. Надо сказать, что все 9 домов в Угловом переулке принадлежали Львовой, но наибольшее внимание привлекает этот. Угол Московского (Забалканского) проспекта и набережной Обводного канала застроен очень плотно. Предполагаю, что жильё в этом месте никак не могло привлечь богатых клиентов, ведь напротив в те времена была скотобойня и можно представить, какие запахи витали вокруг. А доход владелице хотелось получить максимально возможный. Потому, вероятно, и всё так тесно.
Но ещё более унылая панорама открывается глазам на противоположном берегу канала, как раз на том месте, где и была скотобойня. А с 30-х годов — молокозавод. Я писал уже о печальной судьбе Варшавского вокзала. Но застройка территории бывшего молочного завода № 1 вызывает совсем уж подавленные чувства. Хоть исторические корпуса объекта культурного наследия федерального значения формально сохранены, построенный на территории снесенного молокозавода жилой комплекс никак не гармонирует с ними и другими архитектурными объектами Обводного канала.
Даже в эпоху СССР застройку исторических мест вели осторожно, чтобы не нарушить сложившуюся эстетику города. Многие довоенные постройки и здания первых послевоенных лет очень органично вписывались в общий архитектурный облик Петербурга.
Да, привычный облик города местами кардинально изменился. Жаль, но этого не избежать, что-то будет разрушаться и исчезать, а что-то строиться. Меняется и население. Местами меня не покидает ощущение, что я нахожусь в каком-то южном городе бывшего СССР. Бывал там по делам службы в молодые годы.
Завершающей точкой этого путешествия стал Балтийский вокзал. И ноги поистоптали, да и солнце уже садится. Пора домой. Такие прогулки дают массу впечатлений и отличный повод узнать что-то новое и интересное. Думаю, мы их продолжим. Для молодых это хороший способ познакомиться с теми местами, где вскоре им доведётся учиться или работать. Для старшего поколения — вспомнить былое. И поворчать.