Прогулки по Петербургу. Продолжение

Как интересны бывают пешие прогулки по Санкт-Петербургу! Они дают массу впечатлений и отличный повод узнать что-то новое и интересное. Для молодых это хороший способ познакомиться с теми местами, где вскоре им предстоит учиться или работать. Для старшего поколения - вспомнить былое.

Как-то незаметно пристрастились мы к ностальгическим прогулкам по историческому центру Петербурга. Раз в пару недель, особенно в весенне-летне-осенний период, мы обязательно выезжаем в Санкт-Петербург и следуем там определённым заранее маршрутом. Причём в большинстве случаев мы оговариваем только исходную точку нашего путешествия, далее идём, как говорится, куда глаза глядят. А глаза стремятся увидеть как можно больше, поэтому и маршруты наши получаются отнюдь не прямолинейными, и конечная их точка зависит только от степени нашей усталости.

Такие пешие прогулки я когда-то назвал праздными. По сути, они такие и есть. Никаких практических целей при таком времяпрепровождении мы не преследуем. Но иногда же можно позволить себе побездельничать! А ещё я понял, что устраивать себе периодически дни отдыха просто необходимо.

Вот и в этот раз мы решили повторить тот путь, который я в молодые годы проделывал не единожды. Планировалось пройти весь Загородный проспект до 1-й Красноармейской. И очень хотелось побывать в районе Варшавского вокзала, где я не был с 1989 года, как раз с той поры, как приобрёл свой первый автомобиль.

Начали свой путь мы от собора Владимирской иконы Божией Матери. Храм был построен на месте одноимённой деревянной церкви и освящён весной 1783 года. Восемью годами позже была возведена отдельно стоящая колокольня. В течение следующего столетия храм достраивался и перестраивался. При советской власти он был закрыт, но, к счастью, уцелел. В 90-х годах Владимирский собор был возвращён церкви. Посещение Владимирского собора в этот раз не входило в наши планы, мы бывали там раньше.

Вместо того, чтобы начать свой путь по Загородному проспекту, мы свернули в Кузнечный переулок в сторону улицы Марата. На этой улице нас интересовал совсем не исторический объект, а кошка Тишка. А именно — памятник, установленный митька́ми на карнизе дома 34. До этого кошка «жила» на карнизе дома по улице Правды. Само собой, мы не могли не посетить это место накануне Всемирного дня петербургских котов и кошек! Учреждённого, кстати, тоже митька́ми.

Великолепный Владимирский собор.
Великолепный Владимирский собор.
А так он выглядел в 1900 году. Фрагмент фотографии К. Буллы.
А так он выглядел в 1900 году. Фрагмент фотографии К. Буллы.
Дык... Ёлы-палы...
Дык… Ёлы-палы…

Улица Марата, она же раньше — Преображенская Полковая, или просто Преображенская. Она же — Грязная, хотя навряд ли она была грязней других. Она же — Николаевская. Совсем немного, всего год, она побыла проспектом Двадцать Седьмого Февраля в честь победившей революции, пока не стала, наконец, улицей Марата. В честь того самого беспощадного Жана-Поля Марата, проповедника экстремизма, зарезанного в собственной ванне Шарлоттой Корде. Так вот, улица Марата привела нас к Театру юных зрителей. А если быть совсем точным, то в сад на Пионерской площади.

Театр юных зрителей.
Театр юных зрителей.
Пионерская площадь. Вид на загородный проспект.
Пионерская площадь. Вид на загородный проспект.
Сад Театра юных зрителей.
Сад Театра юных зрителей.
Пионерская площадь и памятник А. А. Брянцеву.
Пионерская площадь и памятник А. А. Брянцеву.
Каштаны уже отцветают.
Каштаны уже отцветают.

Само по себе помпезное и неуклюжее здание ТЮЗа, построенное в 1962 году, не вызывает большого интереса. Ребёнком я был там лишь единожды, и посещение это не оставило абсолютно никаких впечатлений. Я не театрал, и никогда им не был, может быть поэтому? Хотя интересуюсь живописью, музыкой, литературой…

Гораздо интереснее сама площадь, называемая ныне Пионерской — пространство, ограниченное Загородным проспектом, улицами Марата, Звенигородской и Подъездным переулком. Ранее она была известна, как Семёновский плац. В XIX веке плац тянулся до Обводного канала, а с западной стороны был ограничен Введенским каналом. Нынешняя Пионерская площадь куда скромнее!

Когда в 30-х годах XIX столетия  от Семёновского плаца проложили первую в России пассажирскую железную дорогу из Петербурга в Царское Село, западной границей плаца стали железнодорожные пути. 

В 1880-е годы на Семёновском плацу был выстроен ипподром, просуществовавший до Великой отечественной войны. Здесь же были установлены балаганы и карусели, устраивались праздничные народные гуляния. На плацу проводились также публичные казни. Здесь были повешены такие известные террористы. как Желябов, Кибальчич, Перовская. Справедливости ради, надо сказать, что подобными «шоу» в тогдашней России не сильно увлекались и эта казнь была последней публичной экзекуцией в дореволюционной России.

Сейчас ничего на Пионерской площади не напоминает о далёких уже временах. Зато отсюда открывается великолепный вид на Загородный проспект и Гороховую улицу. У самого проспекта в 1959 году установлен памятник Грибоедову. А чуть левее, на противоположной стороне проспекта издалека виден доходный дом уже упомянутого мной ранее Ратькова-Рожнова. Он сохранился до наших дней. Повезло и другому великолепному зданию — дому Анны Николаевны Штальман, вдовы генерал-лейтенанта (с 1910 года — доходному дому Мусиных-Пушкиных). Он и по сию пору восхищает нас своими изысканными формами, лепниной, барельефами. Хоть и лишился башенки в 1980-м. А вот Введенскому собору не посчастливилось. В 1933 году он был разрушен по решению Леноблисполкома.

Доходный дом Ратькова-Рожнова. Фрагмент фотографии конца XIX века.
Доходный дом Ратькова-Рожнова. Фрагмент фотографии конца XIX века.
Дом А. Н. Штальман и Введенский собор. Фото К. Буллы, 1910 г.
Дом А. Н. Штальман и Введенский собор. Фото К. Буллы, 1910 г.

Вот мы и у Витебского, бывшего Царскосельского вокзала, ведущего свою историю с 1837 года. Это старейший вокзал в Петербурге и в России. Сразу же после открытия он получил название Санкт-Петербургского, а с начала прошлого столетия стал именоваться Царскосельским вокзалом. После победы пролетариата он был переименован в Детскосельский, а нынешнее своё название получил в 1935 году. Первоначально было построено двухэтажное деревянное здание вокзала, позднее, в середине XIX века его заменило каменное. Современное здание вокзала было построено в 1904 году.

Прежнее каменное здание вокзала. 1890 г. Фото К. Буллы.
Прежнее каменное здание вокзала. 1890 г. Фото К. Буллы.
Царскосельский вокзал. Фрагмент открытки начала прошлого века.
Царскосельский вокзал. Фрагмент открытки начала прошлого века.
Витебский вокзал.
Витебский вокзал.
Военмех. Главное здание.
Военмех. Главное здание.

Не могли мы не заглянуть на 1-ю Красноармейскую. Всегда приятно лишний раз пройти мимо родного мне Военмеха. Столько приятных воспоминаний всплывает, когда находишься в тех местах, где прошли студенческие годы! Свернули мы и в Державинский переулок. Польский сад теперь надёжно огорожен от бесплатных посещений.  Сам музей-усадьба Державина расположен в шикарном особняке на набережной Фонтанки. С 2003 года это филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина. К слову, особняк был перестроен после смерти поэта, а в советское время использовался, как жилой дом. Из внутренней его отделки, надо полагать, не осталось ничего. Сейчас он отреставрирован. И, хотя особняк с большой долей вероятности выглядит совсем не так, как при жизни классика, здесь интересно было бы побывать. Но не в этот раз.

В усадьбе Державина.
В усадьбе Державина.
Троицкий собор.
Троицкий собор.

В этот раз наш путь лежит по Измайловскому проспекту прямиком к Обводному каналу и Варшавскому вокзалу. Однако, нельзя было не остановиться возле доходного дома сельскохозяйственного товарищества «Помещик», что на 7-й Красноармейской. Великолепное здание! И прекрасно сохранилось, если не считать утерянного шпиля на башенке. И в очередной раз наш маршрут был скорректирован. Пройдя 7-ю Красноармейскую улицу до Московского проспекта, мы вышли наконец на набережную Обводного канала.

Доходный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик».
Доходный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик».
7-я Красноармейская улица.
7-я Красноармейская улица.
Знаменитый "дом со свастиками".
Знаменитый «дом со свастиками».

Вот массивное серое здание построенного в середине 30-х в стиле пролетарского классицизма Фрунзенского универмага. Судьба была неблагосклонна к этому строению, после разрушительного пожара в конце 80-х его будущее неизвестно. Бывший универмаг не отличается характерной для Петербурга изысканностью,  но как-то не хотелось бы, чтобы он исчез насовсем. Слишком много воспоминаний связано с ним.

Совсем недалеко и доходный дом купчихи Львовой, широко известный, как дом со свастиками. Он был построен во второй половине XIX века. Надо сказать, что все 9 домов в Угловом переулке принадлежали Львовой, но наибольшее внимание привлекает этот. Угол Московского (Забалканского) проспекта и набережной Обводного канала застроен очень плотно. Предполагаю, что жильё в этом месте никак не могло привлечь богатых клиентов, ведь напротив в те времена была скотобойня и можно представить, какие запахи витали вокруг. А доход владелице хотелось получить максимально возможный. Потому, вероятно, и всё так тесно.

Но ещё более унылая панорама открывается глазам на противоположном берегу канала, как раз на том месте, где и была скотобойня. А с 30-х годов — молокозавод. Я писал уже о печальной судьбе Варшавского вокзала. Но застройка территории бывшего молочного завода № 1 вызывает совсем уж подавленные чувства. Хоть исторические корпуса объекта культурного наследия федерального значения формально сохранены, построенный на территории снесенного молокозавода жилой комплекс никак не гармонирует с ними и другими архитектурными объектами Обводного канала.  

Когда-то вид здесь был совсем иной... Печальная картина.
Когда-то вид здесь был совсем иной… Печальная картина.
Храм Воскресения Христова и многострадальный Варшавский вокзал.
Храм Воскресения Христова и многострадальный Варшавский вокзал.

Даже в эпоху СССР застройку исторических мест вели осторожно, чтобы не нарушить сложившуюся эстетику города. Многие довоенные постройки и здания первых послевоенных лет очень органично вписывались в общий архитектурный облик Петербурга.

Да, привычный облик города местами кардинально изменился. Жаль, но этого не избежать, что-то будет разрушаться и исчезать, а что-то строиться. Меняется и население. Местами меня не покидает ощущение, что я нахожусь в каком-то южном городе бывшего СССР. Бывал там по делам службы в молодые годы.

Балтийский вокзал.
Балтийский вокзал.
Он же. В начале прошлого века.
Он же. В начале прошлого века.

Завершающей точкой этого путешествия стал Балтийский вокзал. И ноги поистоптали, да и солнце уже садится. Пора домой. Такие прогулки дают массу впечатлений и отличный повод узнать что-то новое и интересное. Думаю, мы их продолжим. Для молодых это хороший способ познакомиться с теми местами, где вскоре им доведётся учиться или работать. Для старшего поколения — вспомнить былое. И поворчать.

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 140